Законопроект об ужесточении ответственности за нарушения использования ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения

Полный текст законопроекта с пояснениями.

Можно просмотреть текст законопроекта в PDF.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; №46, ст. 4434; №50, ст. 4847, 4855; 2004, №31, ст. 3229; №34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 762, 763; № 13, ст. 1075, 1077; №19, ст. 1752; №27, ст. 2719, 2721; №30, ст. 3104, 3131; №50, ст. 5247; № 52, ст. 5596; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; №17, ст. 1776; №18, ст. 1907; №19, ст. 2066; №23, ст. 2380; №31, ст. 3420, 3438, 3452; №45, ст. 4633, 4634, 4641; №50, ст. 5279; №52, ст. 5498; 2007, №1, ст. 21, 29; №16, ст. 1825; №26, ст. 3089; №30, ст. 3755; №31, ст. 4007, 4008; №41, ст. 4845; №43, ст. 5084; №46, ст. 5553; №50, ст. 6246; 2008, №18, ст. 1941; №20, ст. 2251; №29, ст. 3418; № 30, ст. 3601, 3604; № 49, ст. 5745, 5748; № 52, ст. 6235, 6236 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122; № 29 ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3735, 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412 2010, №1, ст. 1; №21, ст. 2525; №23, ст. 2790; №27, ст. 3416; №30 ст. 4002, 4006, 4007; №31, ст. 4155, 4158, 4164, 4193, 4195, 4206-4208 №41, ст. 5192; №49, ст. 6409; №52, ст. 6995; 2011, №1, ст. 10, 23 47, 54; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2715; № 23 ст. 3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4290, 4298; № 30, ст. 4573, 4585, 4590 4598, 4600, 4601, 4605; №46, ст. 6406; №48, ст. 6728, 6732; №49 ст. 7025, 7061; №50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3068 3069, 3082; №29, ст. 3996; №31, ст. 4320, 4330; №47, ст. 6402; №49 ст. 6757; №53, ст. 7577, 7602, 7639, 7640; 2013, №14, ст. 1651, 1666 №19, ст. 2318, 2325; №26, ст. 3207, 3208; №27, ст. 3442, 3454, 3465
3470; №30, ст. 4025, 4029-4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082 №31, ст. 4191; №43, ст. 5443 – 5445, 5452; №44, ст. 5624, 5643; №48 ст. 6161; №49, ст. 6327, 6341, 6343; №51, ст. 6683, 6685, 6695; №52 ст. 6961, 6980, 7002; 2014, №6, ст. 557, 559, 566; №11, ст. 1092, 1096 № 14, ст. 1553, 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324 – 2327, 2330, 2335 №26, ст. 3366, 3377, 3379; №30, ст. 4211, 4218, 4220, 4233, 4256, 4259, 4264, 4278; №42, ст. 5615; №43, ст. 5799; №48, ст. 6636, 6638, 6642,
6651, 6653; № 52, ст. 7541, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 29, 67, 74, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 18, ст. 2614, 2620, 2623; №21, ст. 2981; № 24, ст. 3370; № 27, ст. 3945; № 29, ст. 4359, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629, 5637; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710; №51, ст. 7250; 2016, №1, ст. 11, 28, 63, 84; №10, ст. 1323; №11, ст. 1481, 1491, 1493; № 15, ст. 2066; № 18, ст. 2514; №23, ст. 3285; №26, ст. 3871, 3884, 3887, 3891; №27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4223, 4238, 4251, 4259, 4286, 4305; №28, ст. 4558; №50, ст. 6975; 2017, № 1, ст. 12, 31, 47) следующие изменения:
1) абзац первый части 1 статьи 3.5:
а) после слов “статьями 7.1, 7.2,” дополнить словами “частью 2 статьи 8.42, статьями”;
б) после слов “частью 1 статьи 8.8,” дополнить словами “частью 3 статьи 8.42,”;
в) после слов “частями 3 и 4 статьи 8.8,” дополнить словами “частью 4 статьи 8.42,”;
г) после слов “частью 3 статьи 8.8,” дополнить словами “частью 3 статьи 8.42,”;
д) после слов “частью 4 статьи 8.8,” дополнить словами “частью 4 статьи 8.42,”;
2) в статье 8.42:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
“2. Использование территории, отнесенной к третьему поясу зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, c нарушением санитарно-эпидемиологических требований

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.”;

б) дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:
“3. Использование территории, отнесенной ко второму поясу зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с нарушением санитарно эпидемиологических требований –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Использование территории, отнесенной к первому поясу зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с нарушением санитарно эпидемиологических требований – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных
лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. ;
3)часть 2 статьи 23.1 после слов “статьями 8.38, 8.39,” дополнить словами “частями 3 и 4 статьи 8.42,”;
4) в части 1 статьи 23.13 слова “частью 2 статьи 8.42” заменить словами “частями 2-4 статьи 8.42”;

5) в части 1 статьи 23.23 цифры “8.42,” заменить словами “частью 1 статьи 8.42, статьями”;
6) в части 1 статьи 23.27 слова “статьями 8.38, 8.42” заменить словами “статьей 8.38, частью 1 статьи 8.42”.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения”

Проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения” (далее – законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2017 г. № ДК-П9-555 в целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП) задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядкаи общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Соответствующие предложения о необходимости внесения изменений в действующее законодательство сформированы на основании анализа результатов мероприятий по контролю систем водоснабжения и водоотведения в 2015 -2016 гг., в рамках которых проверено более 33 тысяч объектов водоснабжения и более 3 тысяч объектов водоотведения. В ходе контрольно- надзорных мероприятий были выявлены нарушения санитарного законодательства на 63% обследованных объектов водоснабжения и 59% объектов водоотведения. При этом 2054 правонарушителя были привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 8.42 КоАП.

Законопроект подготовлен в связи со значительным количеством выявленных нарушений санитарного законодательства, послуживших причиной значительного ухудшения качества питьевой воды, подаваемой населению, в части несоблюдения технологий на всех этапах очистки и обеззараживания воды на очистных сооружениях, отсутствия утвержденных
зон санитарной охраны водных объектов, используемых в целях питьевого водоснабжения, невыполнения защитных и охранных мероприятий в водозаборах, существенного ухудшения в результате паводковых явлений воды источников питьевого водоснабжения.

Анализ многолетней практики применения мер административного воздействия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих деятельность по водоснабжению и водоотведению, нарушающих законодательство Российской Федерации в части несоблюдения существующих ограничений по использованию зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, показал их неэффективность.

Основными причинами несоответствия водоисточников санитарно-эпидемиологическим требованиям являются сброс неочищенных либо недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты и отсутствие зон санитарной охраны водоисточников. В целом удельный вес водоисточников, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям по причине отсутствия зон санитарной охраны, составил 71% (по состоянию на 1 июля 2017 г.).

Подача населению воды, качество которой не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, является причиной возникновения и распространения вспышек с водным фактором передачи. Несмотря на снижение за последние 5 лет числа вспышек “водного характера” число пострадавших в одной вспышке увеличилось за этот период в 15 раз. При этом в последнее время преобладают водные вспышки вирусной этиологии. В первом полугодии 2017 г. из 5 зарегистрированных водных вспышек 4 вызваны ротавирусами и вирусом гепатита А.

В целях предотвращения случаев заболеваний, связанных с питьевой водой ненадлежащего качества, в том числе в результате невыполнения обязательных мероприятий по защите водоисточников от загрязнения, а также неудовлетворительного технического состояния объектов централизованных систем водоснабжения, подготовлен законопроект, предусматривающий усиление административной ответственности для должностных и юридических лиц, нарушающих режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Кроме того, законопроектом предусмотрена дифференциация административной ответственности в зависимости от пояса зоны санитарной охраны, на территории которого выявлено нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности, что обусловлено установленными ограничениями (мероприятиями для различных поясов зоны санитарной охраны).

Так, в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. Jsfe 10 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 24 апреля 2002 г., регистрационный № 3399), зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

На основании изложенного законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 8.42 КоАП в части усиления ответственности граждан за использование территории, отнесенной к третьему поясу зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с нарушением санитарно-эпидемиологических требований (часть 2 статьи 8.42 КоАП), а также усиления ответственности за использование территории, отнесенной к первому или второму поясам зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (дополнительные части 3 и 4 в статье 8.42 КоАП).

Также законопроект предусматривает уточнение полномочий федеральных органов исполнительной по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 8.42 КоАП, исходя из принципа, установленного частью 1 статьи 28.3 КоАП.

В этой связи предлагается сохранить за органами, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (статья 23.23 КоАП) и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статья 23.27 КоАП), право на рассмотрение дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 8.42 КоАП, а правом по рассмотрению дел об административных правонарушениях по частям 2-4 статьи 8.42 КоАП наделить органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, за исключением случаев передачи дел на рассмотрение в суд в целях назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.

При этом учтено, что проектируемые части 2-4 статьи 8.42 КоАП устанавливают ответственность за нарушения, связанные с использованием зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных исключительно санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В соответствии с Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476, правом проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, наделены должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие проекта федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения” не потребует дополнительных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения”

Реализация Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения” не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения”

В связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения” признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.

ПЕРЕЧЕНЬ

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения”

Принятие Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения” не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 марта 2018 г. № 401-р
МОСКВА

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения”.

2. Назначить руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Попову Анну Юрьевну официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения”.