Законны ли Генплан и ПЗЗ без указания зон санитарной охраны?

Допустимо ли планирование застройки Челюскинского леса, незаконно выведенного из зоны санитарной охраны?

pni-v-snegu

Активные жители микрорайонов Строитель и Челюскинский г.о. Мытищи, прилегающих к территории Челюскинского леса, входящие в инициативную группу «Спасём Челюскинский лес» не могут сидеть сложа руки, когда у них под боком уничтожаются вековые корабельные сосны и ели. Один из членов инициативной группы по сохранению Челюскинского леса даже написал стихотворение, посвящённое уничтожению Челюскинского леса:

В земную твердь
Вобьётся свая,
В стволы вонзятся топоры
И рухнет леса
Плоть живая,
А с нею — целые миры.

В 2017 году инициативная группа граждан подала иск в Мытищинский суд против мытищинской администрации с целью отменить постановление главы Мытищинского района В.С. Азарова №2112 от 10.07.2012 о снятии с земельного участка Челюскинского леса ограничения в пользовании в виде его вхождения в границы второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы (дело №2а-5280/17).

Суд в удовлетворении иска отказал.

Но 11 января 2018 инициативная группа подала апелляционную жалобу на решение суда. По закону, она должна была ещё 15 января, то есть по истечении срока обжалования (ч.4 ст.302 Кодекса административного судопроизводства) быть отправлена в Московский областной суд. Когда 6 февраля истцы вновь пришли в Мытищинский суд, то обнаружили, что апелляция так и лежит без движения и даже не подшита к делу. По словам жителей, они крайне возмущены такой умышленной неспешностью и расслабленностью Мытищинского суда, ведь в деле борьбы за Челюскинский лес каждый день на счету: деревья одно за одним планомерно уничтожаются владельцем участка — ООО «СК «Новая земля». Это строительная компания, которая планирует «развивать» территорию леса, превратив её в новый микрорайон.

В то же время, согласно Постановлениям СНК РСФСР:
от 4 сентября 1940 года № 696 «О санитарной охране канала Москва-Волга, как источника водоснабжения города Москвы»
SNK-1

Ссылка на полное Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 сентября 1940 г. № 696 О санитарной охране канала Москва – Волга как источника водоснабжения г. Москвы.

и от 23 мая 1941 г. №355 «О Санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения»

Postanovlenie-355-1941

Ссылка на полное Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 мая 1941 г. №355 «О Санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения»

и Решению Исполнительных комитетов Московского гор. и Московского обл. от 17. 04. 80г. Советов народных депутатов от 17.04.1980г. №500-1143 «Об утверждении красной линии границ ЗСО источников водоснабжения г.Москвы»,

Reshenie-1980----

Ссылка на полное Решение Исполнительных комитетов Московского гор. и Московского обл. от 17. 04. 80г. Советов народных депутатов от 17.04.1980г. №500-1143 «Об утверждении красной линии границ ЗСО источников водоснабжения г.Москвы»

Челюскинский лес входит в границы II пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения г. Москвы.

Деятельность в поясах ЗСО регламентируется:
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»
SanPiN-1

Ссылка полный на СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»

и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 г. N 45 «Об утверждении СП 2.1.4.2625-10».

Postanovlenie-1

Ссылка на полное Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 г. N 45 «Об утверждении СП 2.1.4.2625-10». Настоящее Постановление является региональным для Московской области и при наличии противоречий с федеральными СанПиН 2.1.4.1110-02 приоритет имеет федеральный документ.

Стоит отметить, что после принятия Постановления от 2010 года произошло слияние двух организаций: ЕГКН и ГКН в ЕГРН и при слиянии были утрачены данные ГКН по II поясам ЗСО. Сейчас эти данные являются засекреченными, о чём жители узнали из ответа на запрос Мытищинского суда.

Ответ ГБУ «Мосгортрест» на запрос Мытищинского суда

Ответ ГБУ «Мосгортрест» на запрос Мытищинского суда

Этот факт серьёзно возмутил жителей, которые были шокированы тем, что даже федеральному судье отказано в доступе к этой информации. Однако, в соответствии с ГК РФ ст.131. «Государственная регистрация недвижимости»: любые наложенные обременение/ограничения должны пройти государственную регистрацию и быть внесены в Единый Государственный Реестр Недвижимости (ЕГРН). Обязанность регистрировать обременения лежит на органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с нею, то есть на Росреестр.

Сведений о характеристиках объекта недвижимости (ФГИС ЕГРН), расположенных в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения указывать ограничения прав в соответствии с санитарными правилами СП 2.1.4. 1075-01, СП 2.1.4. 4262510 и СанПин 2.1.4.1110-02, СанПин. В том числе в ЕГРН в обязательном и срочном порядке должны быть восстановлены все обременения земельных участков, учтенные ранее в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Данные обстоятельства неполной информации в ФГИС ЕГРН, противоречат требованиям действующего законодательства и, по мнению жителей, выглядят как отработанная схема и могут являться коррупционной составляющей и дают возможность манипуляциям с землепользованием, попадающим в границы поясов ЗСО с дальнейшим выводом из госсобственности и последующим использованием в коммерческих целях, застройкой и недропользованием на этих землях.

Помимо прочего, границы Зоны II-го пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы в соответствии с требованиями п.3.3.3.5. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 и п.2.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 должны быть обязательно обозначены на местности столбами со специальными знаками границ Водоохраных Зон.

Строительство во II поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (согласно действующему Законодательству и требованиям Нормативных актов, что подтверждено апелляционным определением коллегии Верховного суда от 31.08.2017г. №4-АПГ17-22, пунктом 10 Положения о зонах санитарной охраны) в пределах второго пояса ЗСО воспрещается без предварительного разрешения Государственной санитарной инспекции зоны санитарной охраны возведение всякого рода новых строений и сооружений. Пунктом 14 Положения о зонах санитарной охраны установлены дополнительные правила санитарного режима по санитарной охране во втором поясе ЗСО. Так, запрещается всякое новое строительство (промышленное, сельское, дачное и пр.), а также расширение и переоборудование существующих промпредприятий, домов отдыха, санаториев и тому подобных учреждений и отдельных строений, переустройство или замена строений временного типа постоянными. Строительство сооружений водопровода и обслуживающих станцию жилых и культурно-бытовых зданий, а также капитальный ремонт строений допускаются лишь с разрешения Государственной инспекции зоны санитарной охраны.

Verkhovny-sud

Ссылка на полное коллегиальное апелляционное определение Верховного суда от 31.08.2017г. №4-АПГ17-22

Соответственно, делают вывод жители, планируемая застройка Челюскинского леса незаконна, учитывая, что он находится во II поясе ЗСО. Однако, мытищинская администрация сделала «ход конём»: 28.12.2018 Советом депутатов г.о. Мытищи был принят скандальный Генплан и Правила землепользования и застройки. В новом Генплане полностью отсутствуют пояса ЗСО, хотя ещё на Геплане г.п. Мытищи от 2011 года они были обозначены.

Произошла подмена понятий, и пояса ЗСО были заменены на зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), где также отсутствуют сведения о поясах ЗСО.

Жители полагают, что таким образом из них пытаются сделать дураков, рассчитывая, что они не смогут заметить подмены. Но к слову Челюскинский лес был лишён даже статуса ЗОУИТ. Жители недоумевают, как Совет депутатов смог принять Генплан, противоречащий федеральным нормативным документам, регулирующим местоположение и разрешенные виды деятельности в поясах ЗСО? Установление водоохранных зон водных объектов и зон санитарной охраны водных объектов, а также контроль за соблюдением ограничений в указанных зонах относится к ведению и компетенции Роспотребнадзора, Росводресурсов и Росприроднадзора, только эти федеральные ведомства имеют право вносить изменения в границы поясов ЗСО. Они не были привлечены к разработке и утверждению Генплана г.о. Мытищи, и жители делают вывод, что Совет депутатов вышел за рамки своих полномочий, приняв Геплан с такими вопиющими нарушениями.

По этой причине инициативные жители уже всерьёз начинают задумываться о том, что следует обращаться в суд не по вопросу отмены постановления главы Мытищинского района В.С. Азарова №2112 от 10.07.2012 о снятии с земельного участка ограничения в пользовании в виде его вхождения в границы второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, а стоит выйти на новый уровень и подать иск против так называемой «законности» самого Генерального плана. Инициативная группа по спасению Челюскинского леса активно общается и делится мнениями с другими инициативными группами, борющимися за окружающую среду, в том числе и через соцсети. В процессе этого общения, активисты пришли к выводу, что возможно имеет смысл объединить усилия и направить их на отмену принятого с нарушениями Законодательства Генплана, а не пытаться локально решить последствия его применения на тех или иных территориях. Сейчас инициативные группы советуются с юристами и обмениваются опытом. В том числе в декабре мытищинские активисты посетили конференцию «Москва река: история и современность» в Одинцово, где познакомились с адвокатами и юристами, которые выиграли дело №4-АПГ17-22 на коллегии Верховного суда о незаконной застройке во втором поясе ЗСО в сельском поселении Горское в Одинцовском районе. Активисты из Мытищ планируют перенять опыт одинцовских активистов в части стратегии методов участия в судебных разбирательствах.

Жители г.о. Мытищи отмечают, что судебное дело №2а-5280/17, при рассмотрении которого суд воспользовался и принял за основу выше описанную в статье давно публично обсуждаемую скандальную ситуацию, и неразбериху с поясами ЗСО, умышленно созданную недобропорядочными чиновниками в своих, и, возможно, корыстных интересах, имело решение со смехотворной формулировкой — ввиду того, что спорные земли попадают в границы II пояса санитарной охраны питьевого водоснабжения, однако линии градостроительного регулирования в его границах отсутствуют, а информация по картам границ поясов ЗСО засекречена, в связи с чем установить в суде границы поясов ЗСО не представляется возможным, в следствии чего, не доказано нарушение прав истцов, оспаривающих постановление главы Мытищинского района. В удовлетворении административного искового заявления отказать!

Неправомерное, по мнению жителей, постановление главы Мытищинского района В.С. Азарова №2112 от 10.07.2012 о снятии с земельного участка Челюскинского леса ограничения в пользовании в виде его вхождения в границы второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, идущее вразрез с требованиями и нормами Федеральных законов, по определению своему является «НИЧТОЖНЫМ». Так как полностью противоречит Федеральным Законам и Нормативным актам.

Вследствие чего у жителей возникает вопрос, почему граждане должны доказывать, что их права были нарушены, раз само постановление, по существу своему, является ничтожным и неподлежащим применению.

В дальнейшем, именно ничтожность постановления и будет доказываться при последующих судебных разбирательствах, вплоть до Коллегии Верховного Суда РФ.

Профессиональные юристы и адвокаты, подключившиеся сейчас к процессу, заявляют, что в случае отсутствия законного положительного решения в судах на территории РФ, на основании ст. 46 ч.3 Конституции РФ и Конвенции ETS N 005 «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г. с изменениями от 21.09. 1970 г., 20.12.1971 г., 01.01. 1990г., 06.11. 1990 г., 11.05.1994 г., дело будет доведено и передано на рассмотрение в Международный Суд по Правам человека ECHR, где, по мнению жителей, отсутствует применение административного ресурса, лоббирование и ангажированность, где во главе угла стоят только нормы права, закона и принципы справедливости, где однозначно будет принято справедливое решение в пользу граждан.

Кроме того, консолидированное мнение инициативных групп в общих чертах звучит так: публичные слушания по проекту Генплана прошли в сопровождении массового несогласия местных жителей и теперь они считают, что нужно признать неудовлетворительным и подлежащим отмене «обсужденный» с огромными нарушениями (как по процедуре проведения, так и по порядку оповещения граждан) Генеральный план городского округа Мытищи и правила землепользования и застройки городского округа Мытищи, в котором не учтены красные линии зон водоохраны Московского водозабора.

Мытищинское отделение ЛДПР уже два года поддерживает жителей, борющихся за Челюскинский лес. Жители обратились в партию в 2016 году с просьбой помочь провести митинг в защиту Челюскинского леса и описали ход развития событий вокруг леса.

Челюскинский лес расположен на границах трёх муниципальных образований: г.о. Мытищи, г.о. Королёв и Пушкинского района. В июле 2012, Постановлением главы Мытищинского района В.С. Азарова №2112 с земельного участка Челюскинского леса сняты ограничения в пользовании в виде его вхождения в границы второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. В январе 2013 было создано ООО «Санаторий «Подлипки» (вместо ЛПУ санаторий «Подлипки», принадлежащего Федерации независимых профсоюзов России). В мае 2014 произошла продажа ООО «Санаторий «Подлипки». Покупатель – ООО «СК «Новая земля». В августе 2014 администрация Мытищинского района заключает договор купли-продажи с ООО «Санаторий «Подлипки» и продаёт ему земельный участок с кадастровым номером 50:12:0102201:83 (Челюскинский лес) за 142 039 800 рублей. В сентябре 2016 жители провели митинг, на котором присутствовал координатор МОО ЛДПР Кирилл Сергеевич Жигарев, посвящённый «лесным» проблемам Мытищ и, в частности, в поддержку сохранения Челюскинского леса.

К.С. Жигарев довёл информацию о происходящем в г.о. Мытищи до лидера ЛДПР и после митинга к решению вопроса Челюскинского леса подключился лично Владимир Жириновский. Депутат Государственной Думы фракции ЛДПР Елена Викторовна Строкова также активно содействовала решению вопроса сохранения Челюскинского леса и встречалась с инициативными группами по этому поводу. Владимир Жириновский направил 8 депутатских запросов в профильные ведомства, тем самым инициировав прокурорскую проверку законности снятия ограничения в пользовании земельным участком с кадастровым номером 50:12:0102201:83 и сделки его купли-продажи. В декабре 2016 по результатам проверки Прокуратура Московской области сообщает жителям, что постановление главы Мытищинского района от 10.07.2012 №2112 «противоречит требованиям законодательства». Однако дальше этого Прокуратура не пошла, и жители были вынуждены обратиться в суд с целью восстановления законности самостоятельно. Как уже упоминалось ранее, иск жителей не был удовлетворён и они теперь готовы обратиться в суд апелляционной инстанции. Но пока апелляционная жалоба погрязла в Мытищинском суде, в Челюсинском лесу продолжают вырубать деревья. Жители сообщили об этом в Минэкологии МО, но в ответ получили лишь отписку о том, что рубка в лесу во время визита инспекторов ведомства зафиксирована не была.

Отписка из Минэкологии МО

Отписка из Минэкологии МО

Но для жителей г.о. Мытищи вопрос сохранения леса — это вопрос сохранения малой Родины. Поколение среднего возраста помнит, как раньше на месте Ледового Дворца в Мытищах начинались орошаемые поля, за которыми находился Пироговский лесопарк. Люди могли дойти до него на лыжах через поля и вдоволь покататься с горок в лесу. Сейчас же эти ценные поля полностью застроены, Пироговский, и Челюскинский леса зачищаются от деревьев, лишая животных среды их обитания, а людей — возможности прикоснуться к природе. Жители сообщают, что из Челюскинского леса уже пропадают белки, ежи и дятлы, и с сожалением констатируют: «Если всё продолжится в том же русле, нашим детям от былого биоразнообразия ничего не останется».

В новом Генплане территория Челюскинского леса отмечена как зона Р5 (зона объектов отдыха и туризма с допустимой этажностью застройки до 4 этажей), хотя изначально было запланировано размещение на ней зоны смешанной многофункциональной застройки с предельной этажностью до 17 этажей.

Условия застройки были смягчены благодаря вмешательству Владимира Вольфовича Жириновского. Но местные жители не согласны с таким вариантом развития событий, им нужен полноценный лес, а не то, что от него останется после его застройки в рамках зоны Р5. Поэтому среди общественности формируется мнение, что пришла пора готовить иск о законности Генплана, в котором полностью исключены пояса ЗСО.

Волна протестов против Генеральных планов прокатилась в 2017 году по всему Подмосковью. Везде отмечены тенденции к уплотнению застройки и к исчезновению поясов ЗСО. По каким-то причинам с карт Генеральных планов и муниципальных образований МО исчезли пояса ЗСО, то ли имел место юридико-технический дефект, то ли умысел. Жители же полагают, что причиной всему потребительский подход чиновников-временщиков, пришедших на их землю с целью личного обогащения, не знакомых с понятием совести и не ведающих, с чего начинается Родина. И всё это беспринципное беззаконие, как отмечают жители, происходит при попустительстве высокопоставленных чиновников Московской области.

Жители г.о. Мытищи возмущены позицией мытищинской администрации, отменяющей федеральные постановления по «мановению волшебной палочки», лишивший наши Мытищи поясов ЗСО. В связи с этим жители выступают с предложением к мытищинским органам местного самоуправления: может быть пришла пора издать собственную мытищинскую «Конституцию», на крайний случай «Конституцию» Московской области, если федеральные Постановления с лёгкостью можно откровенно игнорировать? И как на это отреагирует избранный 18 марта Президент России — гарант Конституции?

Инициативные жители г.о. Мытищи обратились к кандидату в Президенты РФ Владимиру Вольфовичу Жириновскому, лидеру партии ЛДПР, который в курсе проблем отсутствий красных линий и поясов ЗСО в новых Генпланах и ПЗЗ, чтобы с его помощью обеспечить законность и порядок в г.о. Мытищи.

Лидер ЛДПР, кандидат в Президенты РФ Владимир Жириновский

Лидер ЛДПР, кандидат в Президенты РФ Владимир Жириновский

Мытищинское отделение ЛДПР в целом и отдел охраны природы и экологии в частности продолжит поддерживать жителей в их противостоянии и отстаивании Челюскинского леса. Руководитель отдела охраны природы и экологии Марина Боровских ранее озвучила ключевые проблемы городского округа Мытищи, решение которых требует незамедлительной реакции с целью сохранения экосистемы и биосоциокультурного баланса:

  1. Незаконная застройка земель, прилегающих к каналу имени Москвы и водохранилищам в поясах ЗСО.
  2. Подмена понятий и отсутствие реальных поясов ЗСО в Генплане г.о. Мытищи.
  3. Проблема экологии инфраструктуры.
  4. Уничтожение лесов и лесопарковых зон в г.о. Мытищи.
  5. Проблема свалок и замусоривания в г.о. Мытищи.
  6. Использование сельскохозяйственных земель не по назначению.
  7. Незаконная недродобыча на землях сельхозназначения.
  8. Уничтожение объектов культурного наследия.
  9. Строительство платной дороги Виноградово – Болтино – Тарасовка.
  10. Общественные аспекты.

Сохранение Челюскинского леса входит в список первоочередных вопросов, требующих действенного решения, ведь его новый владелец планомерно уничтожает его.

Челюскинский лес

Челюскинский лес

Жители всерьёз сомневаются в законности нового Генплана без поясов ЗСО и задумываются о методах его отмены в рамках Законодательства и нормативных актов, при поддержке средств массовой информации, в том числе через суды.