Юджин Чаплин о великом отце: «Он с большим интересом смотрел каждый свой фильм»

В Екатеринбурге проходит единственный в мире фестиваль клоунады (со всей планеты съезжаются первые имена жанра), и на его открытие впервые прибыл и сын Чарли Чаплин Юджин (от брака с Уной О’Нил, дочерью знаменитого драматурга Юджина О’Нила), тем более, что VIII форум посвящен Чаплину.


Юджин Чаплин
фото АР

— Прошло много времени с момента создания образа Чарли-бродяги, а слава Чаплина не перебита до сих пор. Почему?

— Да потому, что Чаплин стал родоначальником новой формы искусства, стоящей на вечных общечеловеческих ценностях. И таких людей — как Чаплин, Шекспир — невозможно переплюнуть, потому что они были первыми, они сформулировали жанр, в котором впоследствии работали очень многие… Так что может поменяться только сам жанр, а Чаплина не изменит уже никто.

— А как ваш отец в конце жизни относился к Чарли? Маска бродяги ему не надоела?

— Нет-нет, от Чарли он не уставал по одной простой причине: этот образ сильно отличался от него самого. Более того, отец с удовольствием и с интересом смотрел собственные фильмы, именно из-за разницы характеров. Ничто на него не давило.

— Каким Чаплин был отцом?

— Конечно, он очень много работал, но находил время и на детей, на семью: каждый ужин мы все-все собирались вместе. Это норма.

— Но он был строг? Мог наказать?

— Знаете, строг он был по отношению к работе: всегда знал что, где и кто должен делать. На съемках фильма не было места для импровизации, отец был перфекционистом, был строгим и придирчивым, добиваясь четкости во всем. Он знал секрет: снимешь гениально — назовут гением, а если провалишься — о тебе все забудут.

— Странно, что не было места для импровизации; наш Данелия как раз всегда радовался придуманным на площадке гэгам Никулина, Вицина, Моргунова…

— Скажу так. В классических чаплинских фильмах, если присмотреться, фигурируют одни и те же актеры, одна труппа. Работа с ними была отлажена. Когда же он брал новых актеров, начиналась дополнительная проработка: «Несите раздвижную лестницу», — говорит. И его актеры начинают с лестницей импровизировать, делая какие-то трюки. Он посмотрит-посмотрит: «Нет, давайте еще что-то пробовать!».

Отец постоянно пытался улучшить сценарий. Чаплин говорил — «клоуны как вино: чем старше, тем лучше».

— С этим можно поспорить, не всем клоунам дано работать, будучи в преклонном возрасте. Молодящиеся старики…

— А я бы поспорил с вами. У акробатов существует порог в 30 лет, и причины тут объективные: проблемы с суставами, с коленями. У клоуна возраста нет, он навсегда остается артистом, все более совершенствуя свое искусство. Несмотря на возраст, тот же Олег Попов очень любим зрителями.

— В одном интервью вы сказали, что Чарли Чаплин боялся новшеств…

— Это верно, отец очень боялся новых технологий. Когда появились фильмы с озвучкой, ему все говорили — «ты клоун из эпохи немых картин, как актер ты умер». И вот желая доказать всем, что они неправы, Чаплин снял легендарную ленту «Огни большого города», ставшую шедевром. Там, как помните, не столько реплики, сколько музыка, но фильм прочно вошел именно в плеяду звукового кино. А еще позже появилась не менее популярная «Графиня из Гонконга» с Марлоном Брандо и
Софи Лорен: это уже был цветной фильм, и работать над ним Чаплину было очень тяжело, цвет ему не нравился…

— Говорят, он даже выкинул цветной телевизор.

— История вот какая. Изначально в семье был черно-белый телевизор, но потом мама купила цветной. Его поставили в комнату родителей, а черно-белый переехал к нам, в детскую. Но вы знаете, что когда цветные телеки только вышли на свет, качество оставляло желать лучшего и это мягко говоря. Папа сказал: «Не могу это смотреть. Дети, отдавайте нам обратно черно-белый!».

— Чаплин сам писал музыку ко многим фильмам, но сам при этом, насколько понимаю, не знал нотной грамоты…

— Он не знал грамоты, но играл на многих инструментах и сочинял волшебные мелодии; повторяю, это черта перфекциониста — и сценарии, и музыку он доводил до совершенства.

— Живи Чаплин сейчас, он бы вписался в наше время?

— Кто знает? Несомненно, он бы нашел свое место хотя бы потому, что его всегда интересовала человеческая натура — тема неисчерпаемая. Но был бы ли он популярен — вопрос.

— Чаплин был добрым человеком? Это понятие по-всякому трактуется… Он вряд ли был мягким человеком.

— Доброта… Отец верил в гуманизм и был гуманистом. Да, он начал с нуля и добился всего, стал богатым человеком. Но Чаплин всегда хотел, чтобы у бедных было больше денег, чтобы не было различий между расами, чтобы люди были равны, в своих фильмах он всегда боролся за это.

— В семейном архиве осталось что-нибудь от черно-белого прошлого отца — котелок, смокинг, туфля?

— Папа последние 25 лет прожил в Швейцарии, собственно, он и умер в городе Веве. Так вот, в день рождения Чаплина, 16 апреля 2016 года, в доме, в котором он жил, открывается музей. Там будет часть, посвященная только немым фильмам, часть, посвященная только Чаплину с восковой куклой…

— Пардон?

— С восковой фигурой, рядом с которой смогут фотографироваться все желающие. Все личные вещи, разумеется, подлинные. Музей немаленький: к жилому дому пристроено здание, где и музей, и киностудия, и всяческие развлечения. Так что, добро пожаловать.

Материал газеты «Московский Комсомолец»