Сетевой «суперВУЗ» объединит 11 млн российских студентов

В сентябре начнёт работу единый всероссийский портал с лучшими дистанционными университетскими курсами.

Что это: смерть традиционного образования или новая прогрессивная мера?

Координатор ЛДПР в Мытищах Алексей Мушин комментирует нововведение: «Онлайн-образование всё шире шагает по стране. Считаю, что полностью заменить «живое» обучение онлайн-курсами без потери для качества образования нельзя. Однако, повсеместная интеграция широкополосного доступа в интернет берёт своё и образование тоже становится цифровым, поэтому ВУЗам необходимо соблюсти баланс между дистанционными и «живыми» занятиями, чтобы не потерять студентов».

Уже сейчас в России функционируют площадки онлайн-образования — Лекториум, Универсариум, платформа «Открытое образование» . Чем же будет примечателен ещё один проект в этой сфере? Новая площадка станет «службой одного окна», в которую будут агрегированы дистанционные курсы со всех образовательных порталов. Кроме того, курсы будут снабжены реальными отзывами преподавателей и студентов, которые с ними работают. Проект получил название «Современная цифровая образовательная среда». Ключевая цель проекта – создать условия для непрерывного образования на базе цифровой платформы онлайн-образования.

«Современная цифровая образовательная среда» — это приоритетный национальный проект, курируемый Минобрнауки. Его задача в том, чтобы ВУЗы, ССУЗы и школы смогли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачеты. Цель проекта — помочь всем площадкам онлайн-образования интегрировать свои курсы в государственную систему образования.

В сентябре 2017 года начнётся техническая реализация проекта и будет произведено подключение первых онлайн-площадок. Изначально это будут ВУЗы, а в 2018 году к проекту подключат ССУЗы и школы. По расчётам команды проекта «Современная цифровая образовательная среда», к 2025 году 11 млн студентов и школьников будут учиться на открытых онлайн-курсах.

По итогу прохождения онлайн-курса студент будет получать цифровой сертификат, так что ему не придётся ожидать бумажный сертификат по почте, чтобы получить зачёт. Помимо этого, у студента появится цифровое портфолио, которое станет серьёзным преимуществом при приёме на работу. Информация о зачёте будет напрямую отправляться в информационную систему ВУЗа, где учится студент.

По словам одного из разработчиков проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», зампроректора по образовательным технологиям УрФУ Василия Третьякова, в перспективе ближайших 2-3 лет онлайн-курсы охватят большую часть направлений подготовки и на уровне бакалавриата, и на уровне магистратуры. Студенты сами смогут выбирать, в каком ВУЗе они будут проходить обучение по тому или иному предмету. Однако, это не значит, что всё обучение уйдёт в онлайн. На парах студенты смогут активно заниматься практическими задачами. Команды из студентов будут работать над проектами и сами выбирать, какие курсы нужны им для реализации этих проектов. Конечно, такой выбор должен быть предоставлен с учетом требований ФГОС.

По мнению Василия Третьякова, развитие онлайн-образования не повлияет на число региональных ВУЗов, но изменится модель их работы. Впрочем, это затронет и ведущие ВУЗы. Одновременно с этим, онлайн-обучение даст возможность каждому ВУЗу в рамках существующих объемов финансирования стать «более привлекательным для студентов и более эффективным с точки зрения формирования нужных рынку труда компетенций».

Мытищинская организация ЛДПР считает, что только баланс между очным преподаванием и дистанционными курсами является залогом качественного образования. В условиях новых реалий, ВУЗам надлежит переработать свои программы обучения и сосредоточиться на практических занятиях, на которых студенты могли бы применить свои знания и навыки, полученные на дистанционных курсах.

По материалам rg.ru