Прокуратура МО вскрыла лоббирование интересов недродобытчиков Министерством экологии и природопользования МО

По поручению Первого заместителя Генерального Прокурора РФ А.Э. Буксмана Московская областная Прокуратура проверила министерство Экологии и природопользования Московской области на предмет соблюдения требований Законодательства РФ при исполнении должностными лицами министерства своих должностных обязанностей, в том числе в части природоохранного законодательства и исполнения должного государственного надзора министерством за недропользователями и принимаемыми мерами реагирования к нарушителям.

Predstavlenie

В первой половине марта сотрудниками Прокуратуры МО была произведена выездная проверка Минэкологии МО с выемкой документации по указанным обстоятельствам. Проверка показала, что аргументы граждан о незаконности добычи песка по лицензии ООО «Славино» (а в том числе и других недропользователей региона) полностью подтвердились, а также указанные доводы о том, что аффилированные должностные лица министерства Экологии и природопользования МО используют свой административный ресурс в пользу и в интересах третьих лиц — недродобытчиков, вразрез с требованиями законодательства и должностных обязанностей.

Представление Прокуратуры МО в .pdf

Владимир Жириновский был осведомлён о творящемся в г.о. Мытищи беззаконии после митингов в Пирогово, Протасово и Муракино, проведённых жителями и организованными по их просьбам координатором МОО ЛДПР, заместителем Председателя Мособлдумы, Руководителем фракции ЛДПР, Председателем Корсовета МОО ЛДПР Кириллом Сергеевичем Жигаревым.

После озвучения проблемы карьера на митингах, инициативная группа, представляющая интересы 760 граждан РФ, попадающих в зону влияния незаконного песчаного карьера в деревне Протасово г.о. Мытищи, написала обращения в адрес лидера ЛДПР, члена Госсовета РФ, академика Международной академии экологии и природопользования Владимира Жириновского с просьбой оказать содействие в восстановлении их законных прав. Владимир Вольфович, зная об этой острой проблеме, направил в общей сложности 68 депутатских запросов по итогам митингов и обращений граждан в адрес первых должностных лиц и профильных ведомств, которые вылились в проверки недобропорядочного недропользователя ООО «Славино» и выдавшего нелегитимную, неподлежащую применению лицензию на пользование недрами Минэкологии и природопользования МО.

Прокуратура в своём Представлении исходит из того, что:

…При проведении проверки в части реализации полномочий по недропользованию установлено, что ООО «Славино» осуществляет деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на месторождении «Протасово» на основании лицензии МСК 80203 ТЭ, выданной 11.07.2016 Министерством экологии и природопользования Московской области.

Земельный участок 50:12:0000000:176 в границах которого расположено месторождение, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» и до настоящего времени в иную категорию земель, позволяющую проводить работы по добыче полезных ископаемых, не переведен.

Утвержденными решением Совета депутатов г.о. Мытищи от 28.12.2017 №36/2 Правилами землепользования и застройки территории (части территории) г.о. Мытищи, указанный земельный участок отнесен к зоне СХ-3 «Зона, занятая объектами сельскохозяйственного назначения».

В этой связи до внесения изменений в документы градостроительного зонирования перевод указанного земельного участка в иную категорию невозможен.

Кроме того, по факту использования земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях недропользования ООО «Славино» в 2016 году привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.

При этом в нарушение требований ст.20, 21 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее — Закон №2395-1) Министерством самостоятельные меры по прекращению права пользования недрами в установленном порядке не принимались, распоряжение Министерства от 07.12.2017 №802-РМ о приостановке действия лицензии ООО «Славино» издано на основании заявления общества.

Вопреки требованиям ст.ст.11, 12, 20, 21 Закона №2395-1 при отсутствии сведений об уплате разовых платежей вопрос о досрочном прекращении право-пользования недрами в отношении ООО «…» не рассмотрено уведомление о выявленных нарушениях пользователям лицензии своевременно не направлены.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем использовании должностными лицами Министерства требований ст.6 Закона № 89-ФЗ, законодательства об административных правонарушениях, природоохранного законодательства, а также о неполноте принимаемых мер к устранению выявленных нарушений закона, ослаблении государственного надзора и контроля со стороны руководства за деятельностью подчиненных сотрудников.

Указанные факты позволяют виновным лицам избежать предусмотренной законом ответственности и продолжать осуществлять противоправную деятельность.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Первый заместитель Прокурора области требует:

  1. Рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Московской области и принять конкретные меры к устранению нарушений закона и недопущению их впредь.
  2. О времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру области.
  3. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства.
  4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме в установленный законом месячный срок.

Таким образом, интересы граждан РФ, которые помогают озвучивать и доносить до первых лиц координатор МОО ЛДПР, заместитель Председателя Мособлдумы, Руководитель фракции ЛДПР, Председатель Корсовета МОО ЛДПР Кирилл Жигарев и лидер ЛДПР Владимир Жириновский нашли своё отражение, в том числе и в требованиях Прокуратуры.

Борьба с незаконными карьерами актуальна для всей Московской области и жители часто обращаются к представителям власти с просьбой, в соответствии с действующим законодательством незамедлительно прекратить незаконную недродобычу, масштабы которой, катастрофичны, до 40% выданных министерством Экологии МО лицензий являются прикрытием незаконной добычи недр. Однако, вместо должного служебного исполнения действующих требований законодательства и нормативных актов прекратить незаконную недродобычу, чиновники лоббируют интересы недродобытчиков, и в поисках решения под «благовидными» причинами, но не в пользу соблюдения норм закона, проводят масштабные встречи с целью повлиять на общественное мнение и поспособствовать принуждению жителей дать согласие на незаконную добычу песка, где в то же время сами же признают эту недродобычу незаконной.

В конце марта этого года Первый заместитель Председателя Мособлдумы, член фракции технического большинства Никита Чаплин встретился с Ассоциацией участников рынка нерудных материалов Московской области (НАМО) в Мособлдуме. Из 180 лицензий, выданных на добычу недр, 60 частично или полностью приходятся на землю сельскохозяйственных назначений. А это не менее 40% от всех выданных лицензий! В этой связи им предлагается недродобытчикам, так как в соответствии с законом они вести деятельность на с/х землях не имеют права, выработать механизм перевода земель в промышленные, мотивируя это тем, что так они смогут работать в рамках законности и будет улучшена собираемость налогов. Ведь использование сельскохозяйственной земли подразумевает гораздо меньшее налогообложение, чем промышленной. Массовым переводом вида разрешённого использования земель Мособлдума намерена легитимизовать пока что незаконный бизнес и повысить собираемость налогов в бюджет. Профилирующие независимые эксперты и юристы отмечают, что предлагаемая схема напоминает «лесную амнистию», попытку узаконить строительство во II поясе ЗСО и отменить обязательную историко-культурную экспертизу земель перед их освоением.

Бесспорно, добыча недр необходима, без неё невозможно строительство новых дорог и пр. Однако, независимые эксперты отмечают, что для легитимации незаконной недродобычи недостаточно просто перевести земли из одной категории в другую, даже если это позволяет Законодательство и действительно соблюдены все нормы закона. Ведь зачастую недродобыча ведётся в местах, которые исполнены «букетом» факторов, запрещающих того рода деятельность. За примером далеко ходить и не нужно. Тот же карьер в Протасово г.о. Мытищи незаконен сразу по многим параметрам:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения (СХ-3), что подтверждено Правилами землепользования и застройки г.о. Мытищи от 28.12.2017.
  2. Вхождение земельного участка с кадастровым номером 50:12:000000:176 (карьер) в границы II пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения Москвы, что подтверждено позицией Роспотребнадзора.

  3. Вхождение земельного участка с кадастровым номером 50:12:000000:176 (карьер) в границы зоны охраны памятников истории и культуры, в частности, выявленного памятника «Селище Протасовское».

  4. Вхождение земельного участка с кадастровым номером 50:12:000000:176 (карьер) в границы населённого пункта деревня Протасово.
  5. Вопросы логистики: для вывоза песка с карьера есть только один путь — внутрипоселковая улица Радужная и далее внутрипоселковая дорожная сеть других населённых пунктов до выезда на Малое бетонное кольцо. Постоянный шум, гарь и вибрация от большегрузов, разрушающих дороги наносит вред здоровью граждан РФ, проживающих на пути следования техники, что подтверждено позицией Роспотребнадзора МО.

Хорошо осведомлённые о своих правах и набравшиеся опыта жители, заручившиеся поддержкой профилирующих экспертов и юристов, некоторые из которых являются авторами последней редакции Закона о земле, ни при каких обстоятельствах, в рамках действующего законодательства не допустят возобновление недродобычи на участке с кадастровым номером 50:12:000000:176. Жители и представляющие их интересы эксперты имеют богатый опыт профильной судебной практики. Кроме того, они заручились поддержкой федеральных контролирующих органов и поддержкой члена Госсовета РФ Владимира Жириновского, поэтому перевода земли в промышленность, как это уже было однажды сделано в 2014 году жители не допустят. 4 года назад они уже массово поднимались против этого и за участком был сохранён статус сельскохозяйственного.

Профилирующие эксперты и юристы готовы и в суде доказать, почему недродобыча на этом участке по существующей лицензии категорически незаконна. Не было получено разрешение на эксплуатацию участка от Инспекции зон санитарной охраны, как того требует Постановление СНК РСФСР 23 мая 1941 г. №355 «О Санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», что подтверждается и отражено в позиции Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ (со стр. 9).

Не была произведена историко-культурная экспертиза земельного участка перед его освоением вразрез с Федеральным законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации). В результате Главное Управление культурного наследия МО (ГУКН) по распоряжению из Министерства культуры РФ обязало ООО «Славино» провести Государственную экспертизу освоенных земель постфактум, хотя по закону компания обязана была сделать это до получения лицензии. Перед началом разработки карьера в границах населённого пункта вразрез с Федеральным законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не были проведены, а были сфальсифицированы публичные слушания с действительным участием жителей деревни Протасово в 2013 году путём подлога Протокола (подмены повестки схода, где жители единогласно и однозначно заявили о своем несогласии с возможной недродобычей в границах дер. Протасово и использования внутрипоселковой дороги для транспортировки песка) и подписей при участии заместителя главы с.п. Федоскинское К.А. Арнаута. Все подписи в Протоколе публичных слушаний за исключением недропользователей – представителей ООО «Славино» и «Протасово-МГ», а также аффилированных с недродобытчиком представителей администрации с.п. Федоскинское Мытищинского района МО были сфальсифицированы, как и сам Протокол публичных слушаний, о чём было написано заявление на имя губернатора МО от лиц, чьи подписи были подделаны. Протокол и заявления прилагаются.

Стоит отметить, что аналогичная попытка подлога Протокола была организована и в преддверии принятия Генплана и ПЗЗ г.о. Мытищи 23 декабря 2017, вновь в присутствии тех же представителей недродобытчика и чиновника администрации.

Также не был проработан и вопрос логистики, поэтому песок с карьера вывозился по внутрипоселковым улицам, а улица Радужная в деревне Протасово, вследствие самозахвата и незаконного использования недродобытчиком (ООО «Славино») в качестве технологической дороги, и вовсе была разрушена.

Uscherb-Raduzhnoj

Независимые эксперты и юристы, представляющие интересы жителей, отмечая всё это многообразие нарушений отмечают, что лицензия на добычу недр на таком участке могла быть выдана только «чудом», а вся недродобыча в дер. Протасово построена на лжи и подлоге при участии аффилированных чиновников и напоминают о том, что никакие лицензии не дают права на добычу песка на земельном участке с видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного использования», каковым является земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:176.

Кроме того, согласно «Обзору судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), о которых не могут не знать чиновники среднего и низшего эшелона власти по своей должности:

При рассмотрении споров…..помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.

Собственник земельного участка может реализовывать свои права собствепнника в соответствии со ст. 263 ГК РФ (возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам и т.п.) только при условии соблюдения ….норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ)
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.

Несмотря на то, что в Обзоре судебной практики идёт речь о самовольных строениях, то же самое применимо и к недродобыче. По процессуальному законодательству позиция Пленума Верховного Суда РФ является основополагающей при рассмотрении спросов в судах. Руководствуясь позицией Пленума Верховного Суда и другими вышеобозначенными доводами, инициативная группа против незаконного карьера в Протасово намерена отстаивать свои конституционные права в том числе в судах.

Эксперты и юристы, погружённые в приведённые обстоятельства, отмечают, что в действиях недобропорядочных чиновников и недродобытчиков открыто просматриваются признаки, которые попадают под действие предусмотренных ст. ст. 171, 204, 246, 285, 286 УК РФ.

Проблема нелегальных карьеров и вырастающих на их истерзанных телах полигонов ТКО — одна из ключевых в Московской области. О «мусорных бунтах» в регионе знает уже вся страна. А ведь до такого состояния область была доведена действиями министерства Экологии и природопользования МО. Его непоследовательная политика на самом деле заложена уже в самом названии — нельзя одновременно охранять природу и пользоваться ей. А искушения при выдаче лицензий на ту же недродобычу велики: ведь только в одной деревне Протасово по самым скромным подсчетам, при объеме запасов песка, разрешённом к добыче в соответствии с нелегитимной лицензией в 9 000 000 м³ и цене в 230 руб./ м³, получается нескромная сумма: 2 090 000 000 рублей, которая, по мнению инициативной группы по борьбе с карьером, возможно и является основной коррупционной составляющей, а также имеет причинно-следственную связь с непринятием должных мер установленными должностными лицами и имеет исключительно коррупционную направленность. Инициативная группа также просит отметить, что лицензия на добычу песка в Протасово была подписана лично министром А.Б. Коганом с неисполнением всех необходимых правовых норм и требований закона, которые были представлены и рассмотрены в этой статье.

Поэтому, чтобы впредь предотвратить подобные нарушения в Московской области, необходимо разделить министерство на два: министерство экологии, которое будет контролировать законность использования природных ресурсов в регионе, и министерство природопользования, в чьей компетенции будет выдача лицензий на природопользование в соответствии с законом. В том числе перед выдачей лицензии должна быть организована строгая проверка: проведены ли все необходимые государственные экспертизы, получены ли все обязательные согласования и разрешения, проработан ли вопрос логистики и проведены ли публичные слушания в соответствии с 131-ФЗ. Гарантом законности недродобычи в том числе будут выступать эксперты, проводящие экспертизы, которые предупреждены об административной и уголовной ответственности за дачу ложных экспертных заключений. И тогда наконец прекратится порочная практика «притягивания» законодательства к выданным лицензиям, выражающаяся в пословице «Закон, что дышло, как повернул, так и вышло».

Мособлдума 7 июня приняла изменения в Закон «О порядке предоставления участков недр местного значения». Отныне закреплена возможность предоставления по решению уполномоченного органа (Министерства экологии МО) права пользования участками недр местного значения без проведения аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых, необходимых для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования. Законопроект был внесен одной из фракций Мособлдумы. Независимые эксперты констатируют, что это сделано в интересах недродобычи, которые часто расходятся с интересами жителей. Безусловно, региону нужны новые дороги, но возложение контроля за процессом предоставления участка на Минэкологии и природопользования МО может привести к «перекосу» в пользу интересов недродобычи, ведь министерство уже было уличено в этом Прокуратурой Московской области, о чём было вынесено Представление. По мнению экспертов, главное, чтобы поправки к закону не стали очередной «ступенью» для аффилированных чиновников в поисках «лазеек» в законодательстве для лоббирования интересов незаконной недродобычи. Только разделение министерства на две логические части поможет выправить ситуацию с надлежащим контролем как за экологией, так и за природопользованием.

Но пока что министерство не разделено и регион испытывает множество экологических проблем, в частности, уже год занимает позорное 83 место из 85 в сводном экологическом рейтинге субъектов РФ, Московское областное отделение ЛДПР и его координатор, Зампред Мособлдумы, Руководитель фракции ЛДПР Кирилл Сергеевич Жигарев готовы помогать в решении проблем жителей Московской области в сфере экологии и других актуальных вопросов.