Kogan

Последний знакомый угасающего мира

(Евгений Коган. Последний знакомый. Том 1. – Лирика. Том 2. – Ироническая поэзия – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2013).

Kogan

Окончательно ли выродился московский интеллигент на ветрах культуры повседневности, с её бесчеловечным сюрреализмом? Пожалуй, ещё нет. И есть ещё среди мёртвых и живых те, кого нужно и должно вспомнить добрым словом. Ведь если мы никого не вспомним из мёртвых, то и нас скоро из живых никто не вспомнит.

В этом мире можно чем угодно вдохновиться и в чём угодно разочароваться. Одни вдохновляются своей жизнью, другие – чужой смертью, насилием через кровь, обман, хитрость и ложь. Вдохновиться жизнью можно только тогда, когда начинаешь вспоминать о высоком предназначении человеческой души.

В двухтомнике стихов Евгения Когана взору читателя открывается бескрайний луг чувств, эмоций и переживаний, тесно связанных с возвышенными размышлениями.

Лирический том – это калейдоскоп людских желаний, надежд и чаяний, где любовь – одно из главных цветов нашего мира. Сплетаясь воедино эти стихотворные переживания и размышления автора, убедительно демонстрируют нам, сколь значима для личности гармония этих устремлений, как они вместе гармонично поддерживают друг друга и сливаются в единую полифоническую мелодию-мозаику для слуха и зрения.

Свидетель Макар и автор книги «НО…» (М.: 2003) был прав – Закон Воздаяния существует, и не случайно отчаянно бьётся клювом в наше закрытое окно птичка (голубь, воробей или синичка) в первый же, или на второй день после смерти близкого человека. И не случайно наша страна уже сто лет является страной вдов и одиноких матерей, умеющих помнить человеческое тепло душ и тел своих родных и близких. Но скоро не будет и этих старух, бескорыстных плакальщиц, и некому будет выть над забытыми и заброшенными могилами тех, кто не заслужил великого забвения. Чтобы окончательно не впасть в чёрный пессимизм, нам надо быть взаимно благодарными и не гнушаться делом услужения человеку. Вчера получил от Ольги Борисовны, вдовы поэта Евгения Наумовича Когана (1931-2014), бандероль, с двумя томами избранных стихотворений под общим названием «ПОСЛЕДНИЙ ЗНАКОМЫЙ» Первый том содержит гражданскую, философскую и любовную лирику, а второй – ироническую поэзию, стихи лёгкого жанра.

В книге иронической поэзии имеется целый цикл стихотворений: «Мельчает с каждой эрой всё вокруг».

Мельчает с каждой эрой всё вокруг
И кажется порою, что издревле
Гиганты на планете мрут да мрут,
А размножается одно отребье.

И о талантах, замученных в застенках и зарытых в общих рвах-скотомогильниках на «Бутовском полигоне» и на полигоне НКВД «Коммунарка» и женском лагере по добыче урана «Вакханка», ибо, как шутили тогда почётные чекисты в отставке,

…зарытые в землю таланты,
скорее на свет прорастут…

Евгений Наумович Коган принадлежал к тому слою московской научно-технической интеллигенции, чьё детство пришлось на военные годы, а трудовая жизнь совпала с советским периодом, с его социальным равенством и тотальным насилием над обществом и над отдельно взятой личностью.

Старая московская интеллигенция – это жалкие осколки вымирающей русской, советской цивилизации. Остатки той элиты, для которой богатство не имело особого значения… Запредельная бедность могла раздражать, вызывать досаду, но не могла унизить человека – ни в глазах других людей, и в – собственных. Высокое положение московского интеллигента было незыблемо и не позволяло ему унижать других, менее именитых и вообще безвестных своих сограждан.

Poslednij-znakomyj

Сегодня московская элита совершенно другая. Она делает всё возможное, чтобы её презирало большинство просвещённых граждан нашей страны. Для представителей московской элиты и её лакеев сегодня характерно неуважение к старшим, нарочитое высокомерие, показное превосходство над провинциалами, барская спесь, комчванство, с хамским стремлением унизить «беспартийного» малоимущего «маленького человека».

Я хорошо знал поэта Евгения Когана, не раз бывал у него дома в Ферганском проезде, близ метро «Выхино», знаю хорошо его творчество и даже писал о нём. Но, увы, нигде, кроме как на своём сайте, не смог опубликовать эту статью. Всюду алчные издатели требуют деньги, даже за такую благую и бескорыстную затею. Мало этого, тем, кто за свои деньги печатает свои статьи, они ещё имеют наглость что-то указывать и требовать от авторов распечатки, форматирования и вёрстки. Череду этих унижений сполна испытал и Евгений Наумович, как от своего литературного начальства, так и от хамовитых советско-буржуазных издателей. И, слава Богу, что нашёлся один добрый и благородный человек Эдуард Крамер, который морально и финансово поддержал старика-поэта у края могилы – выпустил в свет этот эстетично и роскошно оформленный поэтический двухтомник.

Но, увы, никто в системе МГО Союза писателей России не заметил его выхода в свет, ни одно издание Московской писательской организации (даже газета «Московский литератор»!) не поместило у себя хотя бы краткую заметку о выходе этих двух значимых книг. Как будто Евгений Коган никогда и не был старейшим членом этой организации. А если и был, то будто он давным-давно умер, скончался ещё в прошлом веке, во время дефолта 1998 года, накануне второй позорной войны с Чечнёй, когда быть профессиональным доильщиком Пегаса и сутенёром для московских литераторов-издателей и торгашей стало престижным и выгодным делом.

А между тем творчество Евгения Наумовича заслуживает всяческого внимания, потому что оно – яркое и честное свидетельство о двух трагических эпохах, в которых нам, детям войны, пришлось голодать, болеть, выживать и страдать. В его двух поэтических книгах мыслящий читатель найдёт что-то созвучное собственному мироощущению и порадуется встрече с одним из последних знакомых нашего угасающего мира.


Анатолий Апостолов