15-фигурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" установлена в г. Москва в восточной части сквера на Болотной площади. Ее автор - Михаил Михайлович Шемякин художник с мировым именем.

Михаил Шемякин: «Дети — жертвы пороков взрослых»

Культура исторической памяти и молодёжная политика.

15-фигурная композиция "Дети - жертвы пороков взрослых" установлена в г. Москва в восточной части сквера на Болотной площади. Ее автор - Михаил Михайлович Шемякин художник с мировым именем.

15-фигурная композиция “Дети – жертвы пороков взрослых” установлена в г. Москва в восточной части сквера на Болотной площади. Ее автор – Михаил Михайлович Шемякин художник с мировым именем.

Новые времена и новые нравы порождают новое пороки. Ровно сто лет назад русско-славянский мир толком не знал, что такое «детская наркомания» и «детская проституция». Отдельные их проявления возникли ещё в эпоху НЭПА, но вскоре заглохли в результате его отмены, ликвидации в стране беспризорности и целенаправленной государственной молодёжной политики. Многие из дореволюционных пороков получили своё развитие во время «красного террора» и Гражданской войны, в эпоху расказачивания и раскрестьянивания, добровольно-принудительной коллективизации сельского хозяйств и двух голодоморов. Но прежние, ветхозаветные «семь смертных грехов» остались, а вместе с ними явные и тайные пороки советских людей. Во время войны с фашистской Германией, в тылу, эти пороки дополнялись новыми формами насилия. После войны, в эпоху восстановления разрушенного войной народного хозяйства обиталищем этих пороков стал мир великого Заточения, лагерей и спецпоселений ГУЛАГА.

Советское общество, общество победителей, в течение одной пятилетки (1945-50) сумело быстро и решительно «очистить» себя от разного рода моральных и физических уродов по всем правилам социального отбора. Столица, а вслед за ней и Ленинград, освободились в первую очередь не от организованной преступности и криминала, а от инвалидов войны и калек, безногих и безруких, всегда пьяных дебоширов и сифилитиков, нищих бродяг с орденами и медалями на груди, юных сводников и малолетних проституток. Ко дню смерти Сталина Москва стала образцовым во всех отношениях коммунистическим городом, где каждый второй был коммунистом или комсомольцем, примерным гражданином и советским патриотом.

Развал СССР, почти бескровная победа капитализма в России и триумф криминально-сексуальной революции обнажил и высветил дремавшие прежде и совершенно новые виды пороков во главе с главным архитектором социального бытия – Чёрной троицей – Алчностью-Ревностью-Завистью.

Эта Чёрная троица постоянно провоцирует мысли «человека биологического» (биоида) на то, чтобы взять себе у сообщества больше, чем отдать ему взамен, хотя бы частичку себя. Человеческая жадность-ревность-зависть сформировала у людей понятие частной собственности, которая изначально является следствием эксплуатации и насилия человека человеком. При этом ненасытная алчность-жадность и ревность-зависть не сводится к одному только материальному богатству, ибо каждый человек-антропофаг стремится ещё овладеть душой и телом окружающих его собратьев по разуму и даже вере. В предметно-разделённом мире это алчное желание обладать всем подлунным миром является подсознательным устремлением индивида подчинить себе коллективную волю других.

А посему людям органически присущи садистские наклонности, немыслимые друг без друга садизм и мазохизм (их симбиоз – садомазохизм). Властолюбцам всегда нужна полная и ничем не ограниченная власть одного над всеми, максимальная их зависимость от воли одного человека, физическая, моральная, интеллектуальная эксплуатация лучших качеств человеческих душ, удовольствие видеть страдания и унижения других людей. (см. Анатолий Апостолов «О нежном возрасте злодеев и убийц»// «Высшее образование в России», М.2002, №6, с.158-160).

В реальной жизни Чёрная троица с её детьми – пороками предстаёт нашему взору как подсознательная установка индивида на поглощение всего и вся. В этом смысле она чем-то напоминает нам астрономическую «чёрную дыру», но только с более утончённым «вкусом» современного гедониста и садиста.

chyornaya-dyra

Если этот загадочный, космический объект –«чёрная дыра» с одинаковым аппетитом поглощает материю, пространство и свет, то человек сегодня всё-таки предпочитает заглатывать себе подобных, а не камни вместо детей по примеру бога времени Хроноса. Например, не пожирать себе подобных после забоя на скотобойне, а через финансовую и духовную кабалу под вопли жертв: «Прошу тебя! Не ешь меня сегодня!» С помощью ростовщичества и пропаганды гедонизма монетаризма, с присвоения себе импульсов множества воль на уровне космогонии и Мирового Сознания.

В многофигурной композиции Михаила Шемякина выстроилась не вся иерархия человеческого бытия. По всем законам «социальной физики» и по социологии Александра Зиновьева в ней не хватает многих символических фигур, без которых невозможно установить относительное равновесие эгоистических амбиций. Здесь явно не хватает фигур-посредников и «партнёров» Чёрной троицы – профессиональных растлителей, сутенёров, нелегальных ростовщиков и работорговцев-вербовщиков, от которых во многом зависит преодоление врождённой способности молодых людей оказывать противодействие нездоровой социальной среды в условиях массированного противодействия социума и выполнить своё высшее предназначение, исполнить то, что было каждому «написано на роду». Вот как до сих пор Михаил Шемякин продолжает трактовать своё монументальное произведение на заданную тему: «Получилась такая символическая композиция, где, допустим, пороки разврата изображает лягушка в платье, отсутствие образования – осёл с погремушкой. И так далее. Единственный порок, который мне пришлось заново облечь в символическую форму, – это детская наркомания. Потому что до нашего «благословенного времени» никогда дети от этого порока не страдали. Этот порок в виде страшного ангела смерти, протягивающего ампулу с героином, встал у меня в этом страшном сборище пороков (“РТВ «Росси-Культура»,13 августа 2017, 21-20. Михаил Шемякин «Линия жизни).

Вряд ли Юрий Лужков, опытный пчеловод и экс-пасечник «московского человейника», давая свой заказ Михаилу Шемякину, думал таким образом отобразить виртуально-математическую иерархию человеческих душ-матриц в эзотерическом мире «там» и «здесь», и тем самым отразить движение современного общества в направлении от социальной справедливости. В жизни всё вышло наоборот – многофигурная композиция оказалась не только памятником старым и новым порокам, но и памятником стремительному регрессу российского общества. Вместо, наглядного, аллегорического осуждения зла и пороков, вопреки заказчику и автору-исполнителю получился памятник жертвам глобального монетаризма на стыке двух цивилизаций – детям, лишённым Будущего. Получился памятник обществу-банкроту эпохи глубокого и перманентного духовно-нравственного кризиса России XX-XXI вв., где нижестоящие особи веками мечтают о «справедливой правящей элите», способной лучше думать, чем жить. А в результате каждый раз эти рабы-мечтатели получают «элиту», умеющую за счёт закабалённых сограждан лучше жить, чем думать о посмертной чести и доброй славе. Такое иногда случается в мировой истории, когда культура исторической памяти строит нам гримасы ещё при нашей жизни. Такое бывает. Бывает такое:

….Из чёрной пылинки рождается Свет,
И песни, и воздух, и тучи комет…
Жемчужные ослики на серебре,
Рабочие ангелы Духа Святого
Ведут прокажённых к студёной воде….
Серебряный дождик…
Бывает такое…
За страшной чертою…

(Анатолий Апостолов. Высокое предназначение, М.2005, с.56-57. См. также на портале ПРОЗА.РУ – Анатолий Апостолов «Когда сестра ложится под проценты. Криминальное ростовщичество и манипуляция молодёжным сознанием»).

2017-08-14

Анатолий Апостолов