Alexey-Didenko

Местному самоуправлению нужна новая стратегия

Председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко согласился с позицией общественников по закону о местном самоуправлении.

Председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко

Председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко

Координатор ЛДПР в Мытищах Алексей Мушин разделяет точку зрения Алексея Диденко о том, что в Московской области внутри городских округов нужно создавать внутригородские районы.


«Член Общественной палаты РФ Игорь Шпектор предложил «немедленно отменить закон о местном самоуправлении (МСУ) как вредный» на собрании Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО). Его члены обсудили концепцию доклада правительству о состоянии МСУ. О том, что МСУ нужна новая законодательная база, говорилось и на конференции в Комитете гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина.

Конгресс муниципальных образований обсудил в конце минувшей недели концепцию своего доклада правительству о состоянии МСУ (подготовлен РАНХиГС). В докладе дан анализ экономической, социальной, кадровой ситуации в муниципалитетах, говорится о необходимости развития межмуниципального и межрегионального сотрудничества, территориального общественного самоуправления, института старост и местных инициатив. Идущее в стране преобразование муниципальных районов в городские округа и упразднение муниципалитетов в концепции названо «угрозой подмены двухуровневой системы организации МСУ одноуровневой, в основе которой будут квазигородские округа, которые пока мало подходят для учета всех особенностей осуществления МСУ в регионах РФ». В докладе предлагается срочно принимать поправки к целому ряду законов, в том числе Налоговому и Бюджетному кодексам, а также разработать «единую, цельную и внутренне непротиворечивую концепцию развития МСУ».

ОКМО концепцию доклада одобрил, в течение мая в него будут собирать предложения региональных советов муниципальных образований, а в октябре доклад будет представлен в правительство. Члены конгресса сошлись в том, что все больше полномочий у поселений забирается в субъекты, а делегированные полномочия не обеспечиваются ресурсами. Участники собрания считают: последние поправки к закону о МСУ, разрешившие регионам создавать городские округа вместо муниципальных районов (упраздняя местную власть в поселениях и в самом районе), отдалят людей от власти, затруднят получение ими муниципальных услуг и могут вообще ликвидировать поселенческий уровень МСУ. По данным Совета федерации, преобразования уже идут в 15 регионах (эксперты называют от 34 до 56 регионов).
MSU (1)

«Надо немедленно отменять закон о МСУ, он вредный, не решает ни одной проблемы муниципалитетов»,— заявил глава комиссии по МСУ Общественной палаты (ОП) Игорь Шпектор. Он пояснил, что «нужен закон, в котором будут четко описаны полномочия федерального центра, губернаторов и местной власти». «Сейчас закон проправительственный, прорегиональный, надо его приблизить к МСУ, которое работает непосредственно на территории»,— отметил он.

С критикой закона согласился глава комитета Госдумы по МСУ Алексей Диденко. Он считает, что в регионах с низкой плотностью населения городские округа создавать нельзя. «А в густонаселенных регионах, таких как Подмосковье, надо делить городские округа на внутригородские районы, чтобы население не осталось без представительных органов»,— отметил депутат.

Согласно исследованию КГИ, который обсудил состояние МСУ совместно с Европейским клубом экспертов МСУ, «преобразования в городские округа в три раза затруднят доступ к МСУ людям, живущим в 15 км от центра округа, а живущим в 25 км от центра — в восемь раз». По мнению президента Европейского клуба Эмиля Маркварта, МСУ «встроено в вертикаль власти — разрушаются его территориальная, конституционная и организационная основы». При этом жители не могут защитить свои права на местное самоуправление, противостоять даже «изменению административно-территориального устройства — их согласие подменяется одобрением представительных органов», говорит он.

Эксперты пришли к выводу: законодательство о МСУ противоречит Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления и его надо менять. Как пояснил эксперт КГИ, член ОП Андрей Максимов, «нормы права не соответствуют времени и пора задуматься о закреплении новой концепции или стратегии госполитики, направленной на развитие МСУ».

Источник