Манипуляция чиновников или некомпетентность журналиста дискредитирует сайт областного Правительства

Веб-сайты органов государственной власти рассматриваются пользователями как источник достоверной информации, которой можно доверять.

manipulyatsiya-ili-nekompetentnost

Однако сайт Правительства Московской области mosreg.ru был дискредитирован красивой, но дезинформирующей статьёй постоянного автора сайта Ивана Пышечкина о зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (водохранилищ Московской области) — «Водохранилища в Подмосковье: требования к санитарным зонам и меры охраны водных объектов».

Выход этой статьи наделал много шума в городском округе Мытищи, ведь в его составе находится множество водохранилищ, в результате чего значимая часть его населения проживает в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. В связи с непониманием, вызванным статьёй портала mosreg.ru, в Мытищинское отделение МОО ЛДПР стали поступать звонки с просьбой разъяснения данных, отражённых в статье Ивана Пышечкина. По этой причине, помощник координатора, руководитель отдела охраны природы и экологии Марина Боровских провела ряд консультаций с профилирующими специалистами и юристами, чтобы предоставить на суд общественности результаты изысканий.

В начале статьи идёт повествовательное описание водохранилищ Подмосковья с красивыми фотографиями, предоставленными, в том числе, Министерством экологии и природопользования Московской области. Но в завершении статьи, автор пытается предоставить информацию о зонах санитарной охраны (ЗСО) водохранилищ и вскрывает свою возможно умышленную полную некомпетентность в поднимаемом им вопросе.

Рассмотрим применение правил и регламентирующих документов на примере деревни Протасово, полностью расположенной во II поясе ЗСО Икшинского водохранилища. Стоит отметить, что вопреки законодательству, в деревне Протасово разработан незаконный песчаный карьер, который находится во II поясе ЗСО на водосборной территории первого порядка.

Для второго и третьего поясов действуют следующие основные меры охраны: — добыча песка, гравия возможна только с разрешения Государственной инспекции зоны санитарной охраны.

Боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах трех–пяти километров, включая притоки.

Эти нормы начали существовать задолго до того, как в 2013 году началась разработка карьера, а ведь добыча песка в Протасово велась без согласования с установленными, ответственными Государственными, Компетентными органами — Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и Государственной санитарной инспекции зоны санитарной охраны.

Представители Мосводоканала подтверждают нахождение участка с карьером во II поясе ЗСО.

Mosvodokanal

В статье mosreg.ru существенно искажают такую норму из Санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г.

2.3.2.4. Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне — осенней межени должны быть расположены на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности — не менее 500 м;
б) при гористом рельефе местности — до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
2.3.2.5. Граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 км — при наличии нагонных ветров до 10% и 5 км — при наличии нагонных ветров более 10%.
2.3.2.6. Граница 2 пояса ЗСО на водоемах по территории должна быть удалена в обе стороны по берегу на 3 или 5 км в соответствии с п. 2.3.2.5 и от уреза воды при нормальном подпорном уровне (НПУ) на 500 — 1000 м в соответствии с п. 2.3.2.4.

Автор статьи Иван Пышечкин трактует данные из СаНПин следующим образом:

«Граница второго пояса ЗСО на водоемах должна быть удалена по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 километров при наличии нагонных ветров до 10%, и 5 километров при наличии нагонных ветров более 10%. Боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии не менее 500 метров (при равнинном рельефе местности), не менее 750 метров (при пологом склоне) и не менее 1000 метров (при крутом склоне). Граница второго пояса ЗСО водотока ниже по течению должна быть определена с учетом исключения влияния ветровых обратных течений, но не менее 250 метров от водозабора.»

И убирая «до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения», что существенно важно для Икшинского водохранилища, впадающего в столь чтимое согласно статье Учинское водохранилище.

На самом деле, границы Икшинского водохранилища зафиксированы Решением Исполнительных комитетов Московского гор. и Московского обл. от 17. 04. 1980г. Советов народных депутатов от 17.04.1980г. №500-1143 «Об утверждении красной линии границ ЗСО источников водоснабжения г. Москвы».

Границы зоны второго пояса Икшинского водохранилища охватывают площадь поверхностного стока бассейна р. Икши от её верховья до Икшинской плотины.
Граница проходит от плотины в северо-восточном направлении и идет вдоль северной границы лесопаркового защитного пояса по кварталам 1, 2, 3, 4, 5, 6 Протасовского лесопарка Учинского леспаркхоза и от 7 квартала поворачивает на юг и идет через высоты 204,9-213,5-213,1-211,6, далее идет по землепользованию совхоза «Менжинец» через высоты 209,1-201,2-203,5-202,1-197,4-179,9-195,1, захватывает с. Протасово и пересекает канал западнее д. Рождественно. Далее граница, не доходя до с. Драчево, постепенно поворачивает назад и идет по границе II пояса Учинского водохранилища: по землепользованию совхоза «Менжинец» по высотам 171,6-172,2 и через кварталы Марфинского лесопарка Клязьминского леспаркхоза (5, 4, 3, 2), южнее д. Хлябово и п. им. А.Н. Туполева выходит за пределы ЛПЗП.

В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 4 сентября 1940 года № 696 «О санитарной охране канала Москва-Волга, как источника водоснабжения города Москвы»,

границы зоны II пояса Икшинского водохранилища охватывают площадь поверхностного стока бассейна р. Икши от ее верховья до Икшинской плотины. Граница проходит от плотины в северо-восточном направлении, захватывая с. Игнатово, после которого с некоторыми отклонениями идет на восток, захватывая с. с. Юрьево, Селевкино; далее граница постепенно поворачивает на юг, захватывая с. Протасово, и не доходя до с. Драчево, поворачивает на северо-запад, захватывая платформу «Трудовую» Савеловской ж.д. и с. Хлябово; не доходя до с. Кузяево, граница поворачивает на северо-восток и доходит до исходной точки. б) В зону II пояса Икшинского водохранилища входят следующие населенные пункты: 1) Б. Черное 2) Б. Ивановское 3) Ермолино с совхозом 4) Хлябово 5) Игнатово 6) Юрьево 7) Селевкино 8) Морозово 9) Голенищево 10) Муракино 11) Протасово 12) платф. Трудовая Савел. ж.д.».

Необходимо отметить, на примере деревень Муракино, Селевкино, Протасово:
Муракино — на удалении от уреза воды более 3,5 км, на уклоне, обращённом в сторону водохранилища перепад высот в соответствии с координатными точками высот, обозначенными в вышеуказанных документах составляет более 40 метров (что соответствует 12-этажному дому). При этом, уклон продолжает нарастать далее в Дмитровский район до населённого пункта Селевкино, расположенного на удалении от уреза воды Икшинского водохранилища водозабора Москвы более чем 4,5 км. Селевкино также входит во II пояс ЗСО.

В то же время, недобропорядочные чиновники умело манипулируют информацией о поясах ЗСО и «замечают» их, когда к ним обращаются рядовые граждане с просьбой разрешить установить забор или произвести прочие мелкие незначительные хоз. работы и строительство на участке во II поясе ЗСО. В частности, получившие в деревне Голенищево наделы многодетные семьи по «президентской программе оказания помощи многодетным семьям», которым чиновники отказывают в оформлении в собственность выделенных участков (а это более 300 многодетных семей), в связи с попаданием этих участков во II пояс ЗСО. Но когда аффилированные третьи лица организуют застройку во II поясе ЗСО элитными коттеджами, многоэтажными домами и целыми микрорайонами, заинтересованные чиновники в упор «не замечают» земель с особым статусом и с лёгкостью допускают виды строительных работ и прочие виды коммерческой деятельности.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы ознакомиться с порядком ведения деятельности и расположением поясов ЗСО по всей Московской области, ведь регламентирующие документы находятся в свободном доступе. А значит, нет нужды верить на слово «некомпетентному и зависимому» журналисту, который в своих умозаключениях, переходящих больше в сторону фантазий, а не работы с Постановлениями Правительства, отражающих реальные территории поясов ЗСО, значительно уменьшил их настоящую площадь.

Зоны санитарной охраны Икшинского и других водохранилищ Московской области регламентируются следующими действующими документами:

SNK-1

Постановлениями СНК РСФСР от 4 сентября 1940 года № 696 «О санитарной охране канала Москва-Волга, как источника водоснабжения города Москвы» (основополагающий федеральный документ, первый и действующий в настоящее время, об источниках питьевого водоснабжения Москвы),

Postanovlenie-355-1941

от 23 мая 1941 г. №355 «О Санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения» .

Reshenie-1980-

и Решением Исполнительных комитетов Московского гор. и Московского обл. от 17. 04. 1980г. Советов народных депутатов от 17.04.1980г. №500-1143 «Об утверждении красной линии границ ЗСО источников водоснабжения г. Москвы».

Деятельность в поясах ЗСО регламентируется:

SanPiN-1

СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Postanovlenie-1

и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 г. N 45 «Об утверждении СП 2.1.4.2625-10»

В своей статье на mosreg.ru Иван Пышечкин не ссылается ни на один из этих документов, предоставляя читателю возможность принять излагаемые им данные «на веру». Жители г.о. Мытищи, проживающие в поясах ЗСО считают, что Иван мог написать статью в интересах заинтересованных лиц, умышленно не проверяя предоставленную им недостоверную информацию.

Иван Пышечкин пишет: «Добыча песка, гравия и проведение дноуглубительных работ в пределах акватории ЗСО допускается по согласованию с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора». То есть, в статье информация подаётся так, как, если бы разрешение от Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора необходимо было получить исключительно для «водных» работ, таких, как, к примеру, подводная добыча песка, дноуглубление и т.п. в районе водозабора. Якобы для работ в границах ЗСО на суше, а именно водосбора, не требуется специальных разрешений. Однако, ровно такие же ограничения и требования действуют во II поясе ЗСО. Значит, со стороны Ивана Пышечкина имеет место либо манипуляция словами с целью умышленно ввести читателя в заблуждение, либо он просто выдумщик и придумывает «на ходу» собственный регламент о деятельности в ЗСО и подаёт его читателям от имени Правительства МО со страниц его официального сайта. Стоит отметить, что это соответствует СанПиН 2.1.4.1110-02, но в случае вступления в противоречия нормативных актов приоритет имеет федеральный и основополагающий нормативный акт или закон.

Инициативные жители и общественники просят наглядно проиллюстрировать сравнение того, как пояса ЗСО выглядят из окон высоких кабинетов чиновников, в том числе предоставивших фотографии для статьи mosreg.ru, с реально существующим катастрофическим положением дел в городском округе Мытищи.

Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Серкова

Фото с сайта msoreg.ru, Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Серкова

Акватория Клязьминского водохранилища

Акватория Клязьминского водохранилища

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Фото с сайта msoreg.ru, Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Деревни Голенищево - Муракино - II пояс ЗСО, фиктивные очистные сооружения ООО Славино, нечистоты вытекают в безымянный ручей приток  первого порядка Икшинского водохранилища

Деревни Голенищево — Муракино — II пояс ЗСО, фиктивные очистные сооружения ООО Славино, нечистоты вытекают в безымянный ручей приток первого порядка Икшинского водохранилища

Фото с сайта msoreg.ru Источник: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Фото с сайта msoreg.ru Источник: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Деревня Протасово, II пояс ЗСО, общественная канализация промзоны , жилых и прочих технических построек ООО Протасово-МГ

Деревня Протасово, II пояс ЗСО, общественная канализация промзоны , жилых и прочих технических построек ООО Протасово-МГ

Фото с сайта mosreg.ru, Источник: Министерство экологии и природопользования Московской области

Фото с сайта mosreg.ru, Источник: Министерство экологии и природопользования Московской области

II пояс ЗСО, деревня Ульянково

II пояс ЗСО, деревня Ульянково

Фото с сайта mosreg.ru, Источник: Фотобанк Московской области, Александр Шилкин

Фото с сайта mosreg.ru, Источник: Фотобанк Московской области, Александр Шилкин

Свалка во II поясе ЗСО, деревня Ульянково

Свалка во II поясе ЗСО, деревня Ульянково

Фото с сайта mosreg.ru, Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

Фото с сайта mosreg.ru, Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник

Рубка Челюскинского леса, с которого вразрез с федеральным законодательством снят II пояс ЗСО

Рубка Челюскинского леса, с которого вразрез с федеральным законодательством снят II пояс ЗСО

Фото с сайта mosreg.ru,  Источник: Фотобанк Московской области, Алла Федина

Фото с сайта mosreg.ru, Источник: Фотобанк Московской области, Алла Федина

Огороженные участки под строительство коттеджей вдоль Канала им. Москвы в д. Витенево.

Огороженные участки под строительство коттеджей вдоль Канала им. Москвы в д. Витенево.

Фото с сайта mosreg.ru,, Источник:  пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова

Фото с сайта mosreg.ru,, Источник: пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова

Незаконный песчаный карьер в д. Протасово, II пояс ЗСО

Незаконный песчаный карьер в д. Протасово, II пояс ЗСО

Однако проблема нарушений в поясах ЗСО остро стоит по всей России, а не только в Московской области. Эта проблема широко обсуждается в СМИ.

Кандидат в Президенты РФ, академик Международной академии экологии и природопользования, лидер ЛДПР Владимир Жириновский призывает навести порядок в водоохранных зонах, ведь наши граждане имеют конституционное право на благоприятную окружающую среду, чистый воздух и воду.

Апофеозом беспредела, творящимся во II поясе ЗСО в городском округе Мытищи, является полигон ТБО «Каргашино», функционирующий с 1983 года, находящийся фактически на берегу водоканала, который работает при попустительстве местных властей в нарушение СанПиНов и нормативных актов.

См. документ

Цианиды, Полоний, Плутоний, Ртуть, Стрихнин и Таллий — все эти ядовитые вещества разрешено свозить на эту свалку. Территория свалки постоянно разрастается и находится в зоне санитарной охраны водопроводного канала, поставляющего воду из Учинского водохранилища в Восточную водопроводную станцию. Такое опасное соседство может повлечь заражение водопроводной воды вредными и токсичными веществами, которые тоннами свозятся на полигон. Глубина залегания грунтовых вод в этом месте составляет от 2-х до 5 метров. Свое действие оказывают ветры и дожди, неблагоприятные погодные условия в Подмосковном регионе также способствуют попаданию токсичных веществ в прилегающие открытые русла водопровода, расстояние до него от свалки всего лишь 500 метров! Несмотря на протесты населения и экологов региональные органы власти уже 10 лет продлевают разрешения на деятельность полигона, продолжая усугублять экологическую ситуацию, которая в ближайшие годы может перерасти в экологическую катастрофу, причем уже не местного масштаба. Правительство Московской области утвердило территориальную схему обращения с отходами, согласно которой, мусор на полигон «Каргашино» будут вывозить до 2019 года. Разрешение на выбросы вредных веществ у МУП «Полигон», эксплуатирующего «Каргашино» действует до 21.01.2019. Срок действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение истекает 09.12.2019. Поэтому жители прилегающих населённых пунктов с трепетом ждут 2019 года, когда полигон окончательно должен прекратить функционировать. Но даже после того, как на него перестанут свозить новые отходы, старые оттуда никуда не денутся и будут представлять угрозу для питьевой воды.

Полигон ТБО Каргашино

Полигон ТБО Каргашино

Полигон ТБО «Каргашино»  в опасной близости от канала

Полигон ТБО «Каргашино» в опасной близости от канала

Также говоря о нарушениях в поясах ЗСО в г.о. Мытищи нельзя не упомянуть деревни Витенево, Пестово, Пруссы, Никульское, Жостово, в которых всё новое строительство запрещено Постановлением СНК РСФСР от 23 мая 1941 г. №355 «О Санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения». В силу идеальных природно-экологических условий, эти деревни активно застраиваются, несмотря на действующее законодательство РФ, нормативные и регламентирующие документы, однозначно запрещающие это. Строить там нельзя, но, как это бывает в России, «при определённых условиях можно».

Кроме того, в черте города Мытищи находится Челюскинский лес, полностью входящий в границы II пояса ЗСО. Однако, 10.07.2012 было издано сомнительное постановление администрации г.о. Мытищи о снятии второго пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы с Челюскинского леса, отменив ранее указанные федеральные законы(!). Прокуратура Московской области признала постановление незаконным, но не предприняла никаких действий по восстановлению законности, в связи с чем в настоящее время инициативные жители оспаривают его в суде.

Стоит отметить, что в 2017 году в Подмосковье были приняты Генпланы множества муниципальных образований. Их объединяет общая тенденция — подмена понятий и замена поясов ЗСО на ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории), в которые также не вошли ЗСО. Этот факт открывает недобропорядочным чиновникам дорогу к манипуляциям с землёй и её дальнейшим незаконным коммерческим использованием и бесконтрольной застройке охранных земель водоканала.

Вот такая безотрадная картина вырисовывается в Московской области. А Московская область является лишь компонентом большой мозаики, в которую складываются нарушения в поясах ЗСО в России. Сайт регионального Правительства с лёгкой подачи некомпетентного журналиста бодро отчитывается о поясах ЗСО, в то время как жители отмечают крайне удручающую реальность пользования этими территориями, а также, непринятие должных мер реагирования со стороны компетентных органов и ведомств в рамках положенной и возложенной на них компетенции.

Ранее на сайте ЛДПР_Мытищи.рф выходил материал «Дорога-убийца»: две стороны медали», которая возымела широкий резонанс в СМИ. В результате, в информационном поле появилась статья Ивана Пышечкина, которые мы обсудили в этом материале и вышла статья на сайте издания Коммерсант, в котором передана однозначная позиция мэрии Москвы о том, что капитальное строительство в поясах ЗСО запрещено законом. Если законодательной нормой (законом) установлено, что строительство запрещено, то обсуждение различных «хороших» методов строительства или проектных решений строительства просто абсурдно. Закон суров, но он — закон! Закон для всех один и перед Законом все равны.

Бесспорно, интересен вопрос: кто из нынешних чиновников, которые сейчас дискредитируют Президента РФ, тем, что в нарушение законодательства и нормативных актов допускают нарушения в поясах ЗСО, лишая наших детей чистой воды, кто будет наказан после того как будет выиграна экономическая война, которая безусловно идет в настоящее время?! А также, кто из этих чиновников понесёт персональную ответственность после объявленной борьбы с коррупцией на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры 15 февраля этого года. Конечно, один из факторов, серьёзно тормозящих развитие страны, является коррупция. Безусловно, проблема коррупции во всех эшелонах власти стоит очень остро, и эту объявленную борьбу, которая давно назрела, граждане России ждали и ждут с нетерпением, и всё указывает на то, что это не пустые обещания, так как в сложившихся обстоятельствах нет другого выбора.