devushka-i-sneg

Контрманипуляция молодёжным сознанием

К проекту «Молодёжная политика в свете человечной идеологии будущего» – Апостолов Анатолий Геннадьевич.

devushka-i-sneg

Манипуляции сознанием избежать сложно, а в условиях тотального насилия над человеком и его природой, почти невозможно. Молодому уму трудно не поддаться соблазну, преодолеть страх неведомого искушения, перестать жить надеждами и социальными иллюзиями. Каждое поколение проходит свою дорогу искушений и соблазнов, и каждому поколению достаётся своя горькая доля невосполнимых психологических травм, нравственных страданий и болей.

С этической точки зрения все социальные улучшения в итоге весьма ничтожны по сравнению с их ценой и человеческими жертвами, и всегда найдется значительное число людей, которых эти улучшения вообще не коснулись. Мир в социальном плане и в иных ипостасях несовершенен. Золотой век, счастливая страна Аркадия и город Солнца – это вечные иллюзии человечества. Назойливое навязывание социальных иллюзий и несбыточных надежд – одно из самых мощных средств манипуляторов общественным сознанием. Жить иллюзиями, значит обманывать в первую очередь самого себя, а потом и других. В основе реальной жизни любого человеческого существа лежит ломоть хлеба. С его добычи и наличия всё начинается и заканчивается. Никогда не надо рассчитывать на свою долю общественного пирога, который вам обещают испечь в недалёком будущем новоявленные пекари общественных благ. Сколько бы ни обещал Отец Отечества справедливо поделить пирог, в размерах он не увеличится. И порции не станут больше, и даже, наоборот, они станут меньше, а число едоков увеличится стократно, и тем, кто опоздал, в итоге ничего не достанется. Велики богатства России, ещё больше богатств было у СССР, но кто ныне владеет ими? Те, кто не пахал и не сеял, кто не добывал в поте лица в ледяной стуже Заполярья.

А посему молодые люди должны жить не соблазнами гламурно-глянцевого мира, а жить своим умом, неустанно повышать свой интеллект, полагаться только на свой ум, учиться управлять свои реальным миром самостоятельно. «Если мы не научимся брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, а будем всегда отдавать их на милость далёких, высоких бюрократов, не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах» (А.Солженицын). То же самое утверждал и А.Зиновьев, считавший, что наука управлять, кроме воли, требует ещё и высокого интеллекта, критичного и аналитического ума, наличия честной идеологии (О.М.Зиновьева).

При этом надо заранее приготовиться к горестному осознанию, что плоды твоих рук могут быть отняты силой или обманом, что неминуемо придётся отведать в равной мере и благодарности и разочарования. И здесь кардинальный выбор, и, пожалуй, самый трудный урок для усвоения – не терять рассудок и усердие в мастерской своего жития. Самому ставить перед собой трудные вопросы, самому отвечать на них, а не слушать голос ангела (искушения) стоящего за левым плечом.

Что лучше – полагаться на себя и свой род, или больше рассчитывать на политиков? Самому обустраивать сиротские дома и приюты для бездомных, или отдать дела милосердия на откуп бизнесу?

Самому усмирять зло или пусть это делают другие? Сегодня начинать лечение мёртвых душ, или ждать чуда воскрешения Лазаря Смердящего? Ждать, когда перестанет разлагаться совесть, когда все эти президенты и главы гигантских транснациональных корпораций, коммерческих и православных банков, силовых и гуманитарных организаций, чьи помещения отапливаются и охраняются полицией круглые сутки, вдруг прозреют и ужаснутся от того, что они натворили в «лихие» 90-е годы? Ждать, когда они снова очеловечатся и впустят хотя бы на одну ночь бездомных обманутых должников и дольщиков, беременную, изнасилованную мать-одиночку и её дочь – малолетнюю проститутку? Или пытаться построить новый мир с новой идеологий и щадящей системой управления?

И как здесь быть с природной скромностью и общественно-политической гиперактивностью? И как быть с жаждой славы, известности и богатства за счёт других? Как быть с уютным местом под солнцем, где так тесно и тревожно от тесноты, что означает скорую и бесповоротную утрату собственной уникальности? Но и природная скромность, стремление не высовываться и «быть как все» и сознание собственной исключительности также подрывают личную уникальность. Об надо не забывать, когда общаешься с молодёжью. Что лучше – социальная мимикрия или ярко выраженное гражданское предводительство? Всё начинается с выбора жизненной позиции, а заканчивается неминуемой смертью, которая тоже бывает разной и многоликой. Смерть тоже является ходовой разменной монетой лукавых манипуляторов.

Увы, человеческая личность во многом зависит от других личностей, от окружающей социальной среды, которая часто бывает нездоровой, и даже опасной для жизни. Современные генетики доказали, что среда –первична, что, будучи агрессивной и едкой, она деформирует генетические связи и нарушает психологическую гармонию. Создавая тлетворную, программирующую на деградацию личности среду, можно как угодно манипулировать человеческим сознанием, даже медленно разрушать человека изнутри. Потому так важно, чтобы молодые люди сами создавали свою духовно здоровую среду, которая бы объединяла их в деятельные, созидательные сообщества, где каждый видит себя в другом, где каждый сам себе государство и добрый помысел. Где каждый мыслящий юноша и добропорядочная девушка может удерживать мир от распада и быть его скрепой – если каждый обращён не только на своё «я», но и на благо другого. Сегодня молодому человеку ни в коем случае нельзя замыкать на себе все информационные потоки и уходить всецело в заражённые вирусами социальные течения. Современные технологии могут разрушить пользователя изнутри. Это чревато безумием и суицидом. И в то же время общение необходимо. Человека нет вне общения. Но в межличностных отношениях юноше нужна защита от всего социально нездорового и тлетворного, должна быть альтернатива социально-культурной повседневности, так стремительно разлагающей дух, честь и совесть нашей эпохи. Ведь у каждого из нас стоят за спиной два ангела и у каждого из них своя философия жизни – мы под их влиянием, мы можем быть опорой друг другу, а можем быть и подножкой, подлым ударом ножом в спину под самое сердце. Пожалуй, это самый главный и трагически неразрешимый вопрос социальной психологии.

Чем шире человек открывается другому (ближнему), тем более зависим он от него. Ибо тот, виртуальный ближний и друг, может себе в угоду спекулировать доверчивостью, манипулировать сознанием и волей. Он может навсегда ранить и покалечить, и, как правило, калечит. Надо всегда помнить, что открытый, доверчивый человек (лох) часто рискует своим здоровьем и благополучием, честью и репутацией. Но быть закрытым для других – значит потерять себя как личность исключительную и созидательную. Иногда, для того, чтобы научиться закрываться от других, когда следует, (когда это жизненно необходимо), люди тратят целую жизнь. Здесь многое зависит от наличия в жизни молодого человека наставника. Не всякий человек способен на правильное духовное общение и не всякий может духовно и морально стимулировать другого. Не всякий способен быть миссионером, учителем нравственности на общественных началах, не всякий способен метать бисер перед свиньями и получать за это одни оскорбления и тайное недоброжелательство. Талантливые педагоги-воспитатели и наставники юношества всегда были и будут в дефиците. Духовное общение тем и отличается от светского, что оно порождает творческую созидающую энергию, желание творить более высокий уровень бытия. Но весьма опасна роль миссионера и нищего пророка (инициатива наказуема). Ведь миссия в том и состоит, чтобы действовать активно и ярко. Оберегать юных птенчиков от расставленных «ловцами человеков» хитроумных силков и ловушек. За что пострадал Сократ? За что был сожжен в Освенциме святой эсер и масон Илья Фондаминский? За наставничество молодёжи. За контрманипуляцию.

Для того, чтобы избежать сетей манипуляторов и предостеречь от их воздействия своих близких и далёких сограждан необходимо быть самому неоднократно битым жизнью. Надо быть не раз обманутым, ограбленным и униженным, чтобы вскрывать факты и технику манипуляции сознанием. А чтобы давать уроки контрманипуляции, необходимо обладать крепкой методологической базой и богатым опытом социального познания. Например, таким жизненным опытом, какой имел наш выдающийся современник, логик, философ, социолог, идеолог и писатель Александр Зиновьев (1922-2006).

Ни тем, ни другим молодежь, как правило, в основной своей массе не обладает, что и делает эту возрастную группу в целом объектом манипуляции в большей степени, чем все другие.

Молодежь не может самостоятельно выработать ни теоретические основания для познания, ни социально-значимые цели; и отнюдь не в силу каких-то собственных «недостатков», а просто в силу своего стремительного, возрастного преображения-взросления как единого целого. В этой весьма пёстрой и весьма мобильной и хаотичной молодёжной среде, кроме идей гедонизма и эпикурейства нет единых молодёжных интересов, целей, потребностей, иной психологии и новой идеологии. Как снова обрести людям почти утраченную за четверть века человечность? И как сегодня самому не превратиться в объект манипуляции?

Никто, кроме нас, нам в этой сфере межличностных отношений в условиях пси-войны не поможет. Для этого мы все должны объединиться в каждом своём отдельно взятом («общинном») бюро гуманитарных программ, ибо только члены БГП понимают, что именно в культуре исторической памяти и в коллективном созидательном трудовом опыте во всём своём великолепии представлено всё человечное в человеке.

Высокий интеллект и высокая культура, Разум и Критика, знания и опыт – вот что необходимо для успешной контрманипуляции сознанием. Вот что необходимо педагогу-наставнику для установления истинности социального познания нашей юной порослью.

Фундаментальные и смысловые вопросы нашей эпохи и весь наш трагически рациональный опыт должен быть умело использован нашей молодёжью. Весь горький опыт социальных иллюзий, заблуждений и просчётов потерянных поколений должен подвергнуться тщательной ревизии именно со стороны этой особой группой учащейся молодёжи, которой суждено быть правящей партией будущего. Именно молодёжь всегда наиболее остро и чутко реагировала своим поведением на судьбоносные проблемы эпохи, и всегда платила страшную цену за ошибки и преступления прежних политиков.

Искренность и наивность восприятия и слабые ещё личные социальные связи делают молодых более уязвимыми к манипуляциям, но зато и более чуткими к узловым проблемам эпохи. Но отразить проблему и уметь отличить добро от зла – разные вещи. Вся суть в целевых установках субъекта деятельности, в культуре этноса и в коллективных смыслах – концептах, которые актуализируются в продуктах человеческой деятельности.

В эпоху Ренессанса человек-творец уподоблялся богам и объявлялся священным объектом и субъектом. В эпоху романтизма «бури и натиска» он стал совершенным Человеком, чуждым насилию и рабству. Человек эпохи Возрождения не нуждался в усовершенствовании и тем более в новом «механическом человеке», в роботе. Социальный проект эпохи Просвещения, детищем которой является индустриальная цивилизация, впервые в истории предлагал людям опираться в сфере своей деятельности не на культуру и традиции, а на человеческий разум.

А разум, как известно, всегда стремится к совершенству и гармонии. Рациональная логика Просвещения доказывала, что человек и общество весьма несовершенны и срочно нуждаются в улучшении. (Огюст Конт «Дух позитивной философии»). Так в течение XIX века эта социально значимая цель из утопии постепенно превращалась в науку.

Однако «социальное чувство» и природный альтруизм (отчизнолюбие) которое, по словам самого Конта, является «первым необходимым основанием всякой здоровой морали», в идеологию индустриального общества включено было в каком-то извращенном виде – не как уважение к роду и традиции*, а как страх перед массой, толпой. Этот страх заставляет позже эстета и поэта Фридриха Ницше искать выход в иррационалистическом индивидуализме, в рамках которого мысль «разведения сверхчеловека» и «превращения человечества в конский завод» кажется чудовищной, но концептуально вполне логичной, поскольку «разведение человечества вытекает из понятия искусственного отбора» (Освальд Шпенглер).

Сегодня новый человек – это не новый герой и покоритель мира, а человек материального успеха, эгоцентрист, единственной целью которого является индивидуальный успех, измеряемый в денежном эквиваленте. Все социально значимые цели и народные традиции оказываются нужны только в том случае, если их можно дорого продать или использовать всё в тех же целях политической манипуляции как одного из видов реального высокого бизнеса. Надо признать, что для целей политической манипуляции, так или иначе, использовались все сколько-нибудь содержательные идеи и доктрины, откровенные социальные утопии Платона и Эпикура, писателя-историка князя Щербатова и фантаста Ефремова. Легенда о совершенном человеке всегда порождала в людях надежду на мир, полный социальной гармонии, любви и взаимопонимания, где никто никем не помыкает. Принципиальное отличие сегодняшней реальности в том, что от манипуляции фактически уже никому не скрыться – ею охвачены все и каждый. Её магическому воздействию поддаются как представители деловых кругов, так и деятели науки, культуры и искусства.

«Рыночный» подход к культуре приводит сегодня к тому, что не только традиция, но и личные убеждения объявляются ограничивающим, сковывающим фактором индивидуального сознания, мешающим индивидуальной адаптации и успеху. Некоторые наши школы так и формулируют свою воспитательную цель: формирование адаптивной личности, способной к продуктивной и успешной деятельности в постоянно меняющемся мире (Эдуард Днепров) То есть – формировать будущих мошенников и прохиндеев, успешных новых граждан. Такой риторический прием, называемый «аргумент от жизни», будучи без ответа, приобретает статус «научного аргумента» и формирует молодёжное сознание.

Сегодня появляется новая генерация студентов – очень жизнерадостных, милых, умных интеллектуалов, которые без всякого пафоса, как нечто само собой разумеющееся, говорят о том, что гибель любой традиции есть благо, ибо традиция-де тормозит развитие. И они искренне удивляются, когда встречают аргументированную точку зрения, согласно которой, напротив, с гибелью традиции погибнет и общество. Это одно из очередных социальных заблуждений, которыми страдали многие поколения молодых людей, считавшим своё общественное устройство самым лучшим на свете, (если, конечно, предварительно провести несколько неприятных манипуляций – совершить ещё один маленький дворцовый переворот или одну цветную революцию). Для окончательной победы коммунизма в ХХ веке требовалось уничтожить несколько миллионов инакомыслящих врагов, а для полного торжества капиталистического рая с его «золотым миллиардом» сегодня – «утилизировать» несколько сотен миллионов «лишних, бедных людей». Вчера был лозунг: «Тот, кто не с нами, наш враг!», сегодня – «Всё, что не приносит прибыль, должно погибнуть!». Иной стала и лирика. Ещё вчера (по историческим меркам) гремели бодрые песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!», а сегодня – гимн удачливых людей: «Мечтатель бледный, умри в подвале!». Но при этом, ни тогда, ни сейчас, никто из молодых не мыслил себя в роли раба, крепостного крестьянина, жертвы насилия, социальной несправедливости и неправедного суда, пожизненным каторжанином и рудокопом. Никому не хочется даже на миг представить себя представителем низшего сословия, никому же не хочется быть аутсайдером и неудачником! В результате мы имеем подмену социально значимых целей на сугубо индивидуальные, которые требует знания общества только как поля для самореализации – личностной, профессиональной, карьерной и др.

В результате, среди претендентов на высшую власть в стране, мы видим тщеславных самозванцев, страдающих манией величия и завышенной самооценкой из маргинальных низов, или представителей новой правящей элиты «по праву крови» (Ксения Собчак). Или отпрысков «арбатско-кремлёвского дворянства» по праву «револьверного лая» в двух столицах в 1918 году.

Так при помощи манипуляции из сознания выхолащиваются социально значимые принципы, понятия и символы, так начинает ощущаться в людях острый дефицит человечности. Здесь перед консультантом и наставником молодёжи из БГП стоит выбор – либо отказаться от принципа опережающего познания, а значит и вообще от социального познания как такового, либо совершенствовать методы и методологию познания и тем самым, находить надёжные средства для проведения контрманипуляции. В первом случае – отказ от принципа провидения, предвидения и проектирования будущего укрепляет позиции молодёжного конформизма и гедонизма. Во втором случае, через метод опережающего познания можно вооружить юношу средствами пси-защиты и тем самым благословить его на неравную, но священную борьбу с всемирным злом во всех сферах жизни, в экономике, искусстве и в культуре как идеологии. Сегодня почти все философы, социологи и психологи, работающие в постмодернистской парадигме, в поисках новых смыслов и «новой рациональности» пытаются объяснять и понимать общество как систему закономерностей. (Владимир Лепёхин)
В основном все они являются рационалистами, пытающимися найти новую методологию защиты нашей учащейся молодёжи от манипулирования сознанием. Но среди них много тайных «пси-хакеров» и модераторов эфирного психологического воздействия на грани иррационального, которые находятся в составе спецслужб или преступных финансовых и религиозно-сектантских организациях. Интернет – Третья Империя зла в сфере манипуляции массовым сознанием, которая через армию своих солдат-манипуляторов дённо и нощно доказывает нам, что социальная реальность принципиально непознаваема, как и Вселенная. А посему все наши знания о социальной реальности и о человеке объявляются ложными При этом следует подчеркнуть, что такая подмена понятий зачастую есть результат не чьего-то злого умысла, а скорее – некомпетентности людей высокого статуса и купленного за деньги диплома. Так идеи Фрейда, Юнга, Маслоу, Перлза, оторванные от социальной и лечебной практики, в контексте нашей культуры и нашей социальной реальности приобрели сегодня совсем иной социально-культурный и политический смысл. В психоанализе, например, убеждения, основанные на структурах сознания объявляются ложными, а истинными считаются только те, которые проистекают из бессознательного и пережиты на личном опыте.

Эпоха монетаризма, с её подменой понятий-диагнозов в переплетении с ложной диагностикой морально-нравственного состояния человека и общества, сделала международный терроризм бизнесом мирового масштаба. При этом, из легионов опытных психотехников востребованы только те специалисты, которые специализируются в манипуляции массовым сознанием. Именно они, наряду с хакерами и кибер-террористами, являются самыми востребованными и высокооплачиваемыми сотрудниками спецслужб и международных, преступных синдикатов. В то же время специалисты по контрманипуляции, в качестве добровольных санитарных дружинников и волонтёров, выглядят иногда довольно нелепо и несуразно.

Современные манипуляторы –это исследователи-экспериментаторы, изменяющие средствами нейролингвистического программирования структуру и содержание индивидуального сознания своих пациентов. В своих книгах, описывающих и пропагандирующих опыт их собственной работы, они везде исходят из убеждения, что объективной реальности просто не существует, а мир есть только то, что мы о нем думаем.

Следовательно, все наши проблемы носят субъективный характер, а чтобы избавиться от них надо только изменить свое отношение к ним. Чтобы быстро добиться успеха, на пути к здоровью и благополучию, надо отбросить «выдуманный опыт предков» и научиться «менять убеждения по индивидуальному сценарию» («Убеждения. Пути к здоровью и благополучию», с.33).

Под «выдуманным» опытом манипуляторы сознанием подразумевают систему рациональных суждений, умозаключений всех прошлых поколений. Но только не пережитый нашими отцами и дедами опыт реальных страданий и лишений. Сегодняшние психологи-неофиты приучены видеть в каждой социальной проблеме проекцию и сразу ставят диагноз как отдельно взятому оппоненту, так и определённой социальной группе. С их точки зрения «нормальным» индивидом является только человек, абсолютно равнодушный и нравственно индифферентный, классический киногерой-любовник и супермен, пребывающий в особой социальной нирване. Создавая мощные волны манипуляции сознанием, доводя общество до абсурда, они стараются совмещать свои информационные пси-атаки на юношество с рассуждениями о толерантности и плюрализме, вырванные из контекста своего первоначального применения и введения в научный оборот. В таком обществе, где меценатство мирно уживается с криминальным ростовщичеством, тотальная нищета с гедонизмом, а взаимопонимание с холодным, космическим равнодушием, многим гражданам просто не хочется жить. Экономические трудности, бесконечные социально-экономические реформы и вопиющее социальное неравенство, криминальная теневая экономика и тотальное насилие над личностью – всё это и многое другое, негативное, позорное и постыдное для всей страны и народа, облегчает манипуляторам молодёжным сознанием создавать в Интернете так называемых «групп смерти». Нездоровая социальная атмосфера в стране облегчает террористическим организациям вербовать подростков, юношей и девушек в террористы-смертники и в романтичных героев «небесной сотни», православных соратников «воинов Аллаха».

Чтобы вскрывать факты и технику манипуляции сознанием, необходимо обладать хорошей методологической базой и опытом социального познания. Надо внятно отвечать на самые больные вопросы времени и хотя бы в эскизе, в общих чертах уметь планировать свою историю. Мало обнаружить в юном существе человечность, её нужно ещё в нем и сохранить.

Цель всех манипуляторов – столкнуть свои жертвы лбами и тем самым окончательно разрушить межличностные отношения, от качества которых зависит судьба всего социума. Самое страшное заключается здесь в том, что жертвы манипуляции чаще всего даже не догадываются о том, что ими манипулируют, пытаясь вытравить в нём остатки человечности.

В пылу жестоких споров вокруг пресловутого фильма «Матильда» сегодня всё чаще слышатся голоса в пользу объединяющего и скрепляющего фактора РПЦ в контексте контрманипуляции молодёжным сознанием. Увы, сегодня церковь как инструмент или оружие в пси-войнах, стала инструментом весьма морально устаревшим. Манипуляторы давно уже используют самые новейшие технологии, чтобы свести воздействие моральных догм на юные души к нулю. Утрата церковью роли в регулировании здоровой атмосферы социума обозначилась в европейском и русском мире давно. Отделение церкви от государства –это затея не одних большевиков, а общеевропейская тенденция. Не большевики во главе с Лениным и Троцким утвердили в нашей стране атеизм, а эпоха Просвещения. Это она породила в западном мире идеи «свободной любви», равенства полов, культурные и сексуальные революции, чем значительно подорвала устои традиционной семьи. Сегодня российская семья не способна стать надёжным убежищем от информационных пси-войн и международных манипуляторов сознанием разного уровня. Двадцатилетний триумф монетаризма в стране, разгул преступности и криминального ростовщичества практически деформировал и нивелировал роль семьи. Сегодня в стране, по существу, нет светской морали. То есть светских, не религиозных понятий о чести, достоинстве, трудовой этики, долге, обязанностей перед обществом, а не перед Богом или перед партией. Сегодня, увы, в России нет и государственной политики в отношении семейного воспитания.

В российской школе и вузе обучение юношества уже четверть века ведётся вне всякого традиционного воспитания. Нужна новая система воспитания и наставничества нашей молодежи, и здесь без мощной сети БГП при общественных организациях и движения, без когорт психологов-наставников и методистов нам никак не обойтись. Кто, кроме доброго и бескорыстного наставника, сможет посоветовать, как без вреда для себя общаться с другими в реальном и виртуальном мире? Нужно ли стимулировать другого, звать его подняться на иной план бытия в человеке, или следует только пассивно отвечать на вопросы собеседника, не думая о последствиях? Что делать? Как показывает пятнадцатилетний опыт российских пользователей, надо постоянно работать над получаемой информацией. Надо пытаться на подсознательном уровне, улавливать негативные нотки, исходящие из текстов своего виртуального и реального собеседника. Надо из сотен авторов текстов на интуитивном уровне вычислить хотя бы десяток манипуляторов, которых на самом деле у каждого из нас в Сети намного больше. Иногда надо не спешить рвать общение с выявленным манипулятором и продолжать игру. Это необходимо для накопления личного опыта в деле контрманипуляции. Продолжать общаться и вовремя, без промедления давать отпор манипуляторам. Продолжать общаться друг с другом в учебной аудитории и на производственной практике, в часы досуга в мире реальном и в мире виртуальном. Общаться не во взаимном презрении и ненависти, а в желании добра, в желании помочь друг другу в преодолении непреодолимого. Ещё раз в таком общении стать самим собой, победить и родиться в этот мир второй раз. И в процессе общения не бахвалиться между собой своим особенным инакомыслием и особой могучей волей, способной подчинить множество воль. Не следует через общение делать из сограждан примитивных биоидов, доводить их до полного отупения. «Не следует из живых делать мёртвых» (Иоанн Златоуст «Шесть слов о священстве»).

Смысл высокого и благодатного общения (в том числе и в социальных сетях Интернета) сводится не к тому, чтобы метать бисер перед свиньями. И совсем не для того, чтобы утверждать себя в рамках главной матрицы мира, лежащего во зле за счёт унижений и страданий других. Цель такого обоюдного, всеславянского общения одна – чтобы каждый из собеседников стал повивальной бабкой новой человечной идеологии будущего. То, что потребность в такой новой и честной идеологии давно созрела, об этом говорил нам наш выдающийся философ, логик и социолог А.А.Зиновьев. Разработкой новой идеологии продолжают заниматься сегодня его верные последователи и единомышленники, члены и слушатели «Зиновьевского клуба». И вполне объяснимо, почему манипуляторы молодёжным сознанием делают всё возможное, чтобы новая идеология в юных умах не родилась, и чтобы будущее молодости мира не состоялось. Ведь главная цель манипуляторов – убить в человеке человечность, закабалив финансово, расслабить юношество похотью и алчностью, эфемерным богатством, почестями и могуществом. Окончательно уничтожить мысль и науку, разъединить народы и «поразить народы ужасом всемирного джихада и неумолимого правосудия».

Находясь в той или иной роли, надо не забывать, что рядом с тобой находится твой ближний, которому всегда надо стараться не делать больно, всегда помнить просьбу звёздного Неба не делать зла и любить ближнего как самого себя. «Очарованные желанием» элементарные частицы и далёкие звезды знают о природе гравитации и химии любви значительно больше нас, ибо они глаза желания, бездонные очи любви и поэзии. И не надо долго и постоянно мучить себя жалостью к себе, а постоянно помнить, что только невинная жертва насилия имеет право на отмщение и ярость благородную. Глупо винить во всех своих бедах внешние силы: географию, страну, государство, расу, родителей, день рождения, фазу Луны и пятна на Солнце, всему виной собственная бесхарактерность, безволие, гражданская трусость и нерешительность. Именно эти слабые места в характере человека используют манипуляторы всех мастей, начиная от сутенёров и наркоторговцев и кончая вербовщиками международных террористических организаций. Нет ничего хуже на свете парализованной страхом воли. Рождённая в недрах тотального насилия, она равнодушно взирает на акты разрушения и созидания. Преступно и дальше увеличивать «вакуум безответственности, который так любят заполнять демоны и демагоги, ибо парализованная воля – не радость для ангелов (Иосиф Бродский). Парализованная насилием воля как бы оправдывает инертность жертвы в условиях беспощадной битвы за место под солнцем.

И хотя статус жертвы не лишён привлекательности и даже некоторых выгод (от бесплатных адвокатов до льготных займов и значительных торговых скидок), он значительно подрывает собственную решимость что-то изменить к лучшему. Статус жертвы мешает уважать жизнь больше за её трудности, нежели все прелести и удовольствия. Человек рождается не для того, чтобы стать жертвой маньяка-садиста или очередного политического шулера. И в то же время человек рождается не только для одних наслаждений и плотских утех. Только трудности и лишения не являются обманом, только их язык ясен и понятен. Только трудности и неприятности придают полноту и смысл жизни. Только страдания формируют человеческое достоинство и человечную личность, «в страданьях мы лечим больные сердца» (Анатолий Апостолов). Человеческое достоинство – понятие абсолютное, а не разменное и держится оно на отрицании очевидного. Именно с борьбы за своё достоинство и берёт своё начало протестный нигилизм и насилие против насилия. Русский мир для вступающего в него юного существа был изначально суровым и никогда не имел хорошей репутации, как с климатической, так и с социально-исторической точки зрения. Жизнь страшная, постылая, гнетущая, нагоняющая тоску и ненависть к ближнему рабская психология, при которой каждому холопу хочется быть барином, а каждый барин стремится сделать своим холопом своего партнёра-конкурента. Огромная страна Уц на берегах Ледовитого океана, где каждый сам по себе Иов во всех ипостасях и сам себе Лазарь смердящий, то умирающий на лагерных нарах, то воскрешающий у края мёрзлой могилы.

Русский Север и Сибирь изначально были местами пожизненного отбытия наказания по сословному, идеологическому, религиозному и национальному признакам. Российские пространства гораздо привлекательней визуально, нежели социально, они становятся привлекательными, когда их навсегда, навечно покидаешь. Но для русского человека – эта ойкумена, единственный мир, имеющийся в наличии без всякой альтернативы и надежды на лучшее… Он есть наша данность (по нашим же «заслугам»), как и перманентно больное общество, где все разобщены, озлоблены, где много тех, кто хочет сделать друг друга несчастными. Где все три поколения советских людей были жертвами массовой манипуляции сознанием. Сегодня, как и вчера. Снаружи – джунгли и многомиллиардный человейник, а здесь – трясина и каждый норовит манипулировать своим ближним и далёким, и таких явных и тайных недоброжелателей, как и прежде, много в официальной должности и самоназначенных. От них, порой во вред своей карьере, надо сразу же, не медля, освобождаться, меняя род занятий и место проживания, или вычёркивая их из своей книги Жизни через молитву-заклятие, Осознав манипулятивность источника негативной информации, нужно немедленно прервать с ним контакт. Если тобой манипулируют сейчас, значит, этим будут заниматься и дальше. Незачем подвергать себя риску продолжительного зомбирования. Надо знать и помнить, что даже информация, которую мы изначально с гневом и омерзением отвергаем, оседает в наше подсознание и со временем деформирует наши взгляды на мир, влияют на наше поведение. Надо знать, что сегодня манипуляторы настолько высокопрофессиональны, умеют так незаметно преодолеть все наши защитные преграды, что у рядовых граждан создается впечатление полного отсутствия всех признаков манипулирования. Это ложное ощущение подкрепляется периодически признаниями самих «генералов» российских СМИ о том, что государство не озабочено проблемой манипуляции. Совсем наоборот, «для подавляющего большинства наших граждан телевизионные новости являются мировоззренческим фактором, формирующим и поддерживающим личность» (Дмитрий Киселёв). Надо всегда помнить, что самой завораживающим видом манипуляцией является реклама товаров и услуг, а самым грозным носителем манипулятивных воздействий являются российские новостные программы. После у многих граждан возникает некий упадок сил и безысходная тоска, чувство тревоги, беззащитности, усталости и неуверенности в завтрашнем дне. Но даже из положительных эмоций – живой интерес к происходящему в мире и надежда на лучшее будущее – являются мощными приманками любой модели манипулирования сознанием. В порядке защиты от манипулятора своего сознания и сохранения психического здоровья имеет смысл вообще поменьше смотреть телевизор, тем более детям и подросткам. Некоторые специалисты в области социальной психологии и социальных технологий считают российское телевидение одним из самым агрессивных в мире. Посмотрев телевизор «два часа, нужно две недели отмаливать в храме свои грехи» (Юрий Громыко).

Такое состояние и такое гнетущее настроение не возникает, если человек вообще не смотрит криминальные новости и бандитские сериалы, не следит за успешной жизнью звёзд шоу-бизнеса и подвигами «золотой молодёжи» правящей элиты.

Первым делом надо забыть их. Всегда надо помнить, что перспектива быть забытым короче перспективы быть прощённым, или проклятым. Это одно из главных условий контрманипуляции. Надо вовремя переключить канал нездоровых межличностных отношений, стереть ластиком их из своей памяти. Это касается как реальной жизни, так и жизни подростка в социальных сетях Интернета. Мы не в силах прекратить вещание канала манипуляторов, но в наших силах значительно уменьшить его рейтинг. Это может не понравиться ангелам массового, казённого патриотизма, но зато нанесёт удар демонам растления. Потому что опытный манипулятор молодёжным сознанием, разрушает человека изнутри под вывеской благих намерений и самых светлых символов, избегая, менторского, поучительного тона, прибегая к хорошему знанию молодёжного жаргона и проблем молодых. Манипулятор не только готов посочувствовать, но и предложить бескорыстную помощь при условии, что жертва манипуляции будет во всём послушна, «что крошка будет вести себя хорошо». В защите от межличностных манипуляций весьма эффектным является прием активной защиты, смысл которого – докопаться до сути проблемы, понять, почему именно так преподносит информацию данный источник, какую выгоду он ищет во мне, почему так страстно и назойливо желает мне добра? Способ реализации этого приёма, как и при расследовании преступлений, и ключевой вопрос здесь: кому это выгодно? Кому выгодно признавать или не признавать меня личностью на портале «группы смерти»? Или кому выгодно бескорыстно вернуть банку мою огромную и непосильную задолженность?.. Здесь главное, немедля провести своё расследование, быстро получить и сопоставить все сведения из разных и независимых источников и от всех оппонирующих сторон. Сделать своё расследование, применив известный метод компаративизма, сравнительно-исторический, и социально-психологический метод. Именно сопоставление данных разных источников позволяет выработать объективное мнение о правдивости той или иной информации, разобраться в противоречивости мнений и фактов, реально узреть в «райских садах виртуального мира настоящих волков российского рынка – хищников-манипуляторов. Нужно научиться самому (или на киберуроках в школе или в вузе) получать нужную информацию из независимых источников, отслеживать события в динамике. Нужно навсегда покончить с бесцельной игроманией в Интернете и познавать мир реальный через Сеть. Овладевая знаниями, нужно научиться делать оперативный анализ полученных сведений, определять выгоду той или иной стороны и делать самому выводы, отбирая это право у манипуляторов сознанием. Желательно не бояться разоблачать светских и манипуляторов-сектантов в печати, в эфире, публично и в своём кругу. Постоянно задавать себе вопросы, самому отвечать на них, отбрасывая прочь свои комплексы и свою заниженную самооценку. Ведь любые комплексы и врождённая неуверенность в себе тоже являются находкой для психолога-манипулятора. И в самом деле, почему ты должен следовать совету чужих людей, когда даже родители перестали быть для тебя высшим авторитетом?

Кто сказал, что виртуальные друзья умнее тебя? Кто дал им власть над тобой? Кто из этих многочисленных гуру и крутых лидеров – самозванец, а кто мошенник? Какую защиту для себя выбрать решает каждый в соответствии со своим характером и житейскими принципами. Но при любом способе защиты молодым людям гарантировано сохранение собственного достоинства. Человек – это свято, он не марионетка в руках кукловодов, он – личность, разумная и мыслящая. Человек был создан Тем, Кто Может. Всё.

В любой век и в любую эпоху учителя нравственности и духовные наставники молодёжи считали, что главным генератором контрманипуляции молодёжным сознанием должна быть в очередь сам человек, отдельно взятая личность, её личностная воля. Не тот волюнтаризм Артура Шопенгауэра, которым увлекались народовольцы – бомбисты и пессимисты. И не та слепая воля, бесцельное влечение к жизни. И не та самая воля самодура-правителя, знакомая нам своими произвольными решениями со времен хрущёвской «оттепели». Не тот волюнтаризм, не считающийся с объективными условиями и направивший армию на свой народ-победитель в 1962 в Новочеркасске, а воля к борьбе за своё человеческое достоинство. Та воля к борьбе за достойную жизнь, противление злу и насилию, осознание ценностной характеристики цели действия и уникальной ценности своей личной жизни.

Только волевое поведение в борьбе за жизнь, приобретённое в семье, сопровождающееся постоянной борьбой мотивов, помогает юному человеку противостоять власти непосредственно испытываемых потребностей. Только сильная воля и крепкая вера в себя помогают нам избегать импульсивных желаний, разного вида «плотских» соблазнов, расставленных манипуляторами множества ловушек и обманок. Для этого молодой человек должен последовать заветам выдающегося нашего современника, великого логика и философа Александра Зиновьева,(1922-2006) – «надо самому быть способным к самоорганизации, стать самому себе государством, быть властью самому себе, владеть собой».

Да-да! Именно так! Суметь стать в жестоких реалиях рынка даже «самозанятым» работником и работодателем, и, соответственно, независимым оппонентом частных и государственных структур манипуляции. Самому стать логиком и аналитиком, социальным психологом и политологом-публицистом, и тем самым определить контрманипуляцию как ответную манипуляцию со стороны жертвы насилия ложью и обманом, используя удобные обстоятельства, созданные самими лукавыми манипуляторами. Богатый опыт успешной контрманипуляции «русского отщепенца», философа и пророка А.А.Зиновьева ещё полностью не изучен. Но суть его такова: немедленно начать встречную игру и завершить её внезапным поворотом ситуации, при котором манипуляторы оказываются в проигрыше.

Это самая сильная защита от манипуляторов. В этом случае жертва информационного и морально-психологического насилия не только освобождается от манипулятивного воздействия, но и вырывается из послушного, зомбированного людского стада, сама становится грозным оппонентом. (А. Апостолов. «Как Илье Муромцу супермена одолети?»)

Для этого надо обладать социальной зрелостью и гражданским мужеством. Надо знать и всегда помнить, что не всякая власть от Бога, и не всякая народная власть не от Бога (апостол Павел). И всегда надо помнить «власть боится тех, кто не боится. И не любит любящих её» (И. Губерман). И надо хорошо знать историю и надо всегда понимать, что всякая власть есть непрерывный заговор и перманентная манипуляция массовым сознанием, что быть в числе заговорщиков всегда рискованно и смертельно опасно. Надо помнить, что газетам и радио верить нельзя, что все так называемые частные СМИ и даже общественное (независимое) телевидение финансируются за счёт населения, бюджета страны и торговой рекламы. Все они являются рупором клана крупных собственников и банкиров, средством манипулирования сознанием, но только не средством взаимодействия между обществом и властью.

Трудно было жить постсоветским людям под властью нуворишей в 90-е годы в прошлом веке, весьма сложно и трудно жить сегодня юношеству при «выборном» самодержавии., когда власть передаётся по наследству, когда в стране правит свой бал российская номенклатура советского образца. Противостоять ей так же трудно и смертельно опасно как силовым структурам в эпоху «реального коммунизма». И в то же время, если продолжать терпеть насилие, вообще не жаловаться, то можно вообще перестать мыслить и забыть о гражданском мужестве и долге.

Но одного гражданского мужества здесь мало, нужна ещё и своя высшая философия жизни, чёткое, непоколебимое понимание того, что в этом мире для человека, кроме самой жизни, нет ничего более важного, главного и всеобъемлющего. «Надо жить и, по мере возможностей, с жизнью справляться и её постигать – тогда, возможно, не наделаешь много глупостей и гадостей. Может быть, вдруг, удастся и что-то доброе сделать» (Андрей Битов). Решительная и незамедлительная ответная манипуляция со стороны юного адресата, помогает ему преодолевать трудности, наполняет его жизнь новыми смыслами и самодостаточностью, более полной, правильной и несравненной. «Не сравнивай: живущий несравним!» (О. Мандельштам). Надо не забывать, что в революционеры-бомбисты и в религиозные террористы смертники идут те молодые люди, у которых нет будущего, которых этот мир не раз жестоко обманул, несколько раз унизил до скотоподобного состояния, напугал, но жить оставил. Такое никогда не забывается и не прощается миру до конца жизни.

Жизнь – это преодоление непреодолимого. В ней весь твой опыт преодоления, твои усилия, собственные постижения и достижения, добытые высокой ценой. И прежде чем отдавать её ради очередной высокой идеи и громких лозунгов, надо много раз подумать. Необходимо не раз благодарно вспомнить своих родителей, родных и близких, которые вскормили тебя и воспитали. Нужно обязательно вспомнить жертвенный подвиг русских и советских воинов-смертников, в том числе и «философию смерти» японских лётчиков-камикадзе, ярко выраженную ими в предсмертных письмах-завещаниях к своим родителям и членам семьи: «верю, что император и страна позаботится о вашей счастливой жизни» (А.Апостолов «Мальчик хочет умереть…»). Любая жизнь имеет свою цену и каждый человек волен устанавливать её. Разными бывают войны, разной бывает и цена человеческой жизни. Одно дело, когда война оборонительная, другое – захватническая или война далеко за пределами родины, в угоду чужим амбициям и культа личности, где-нибудь, в Африке, Юго-Западной Азии или в Афганистане… Там солдат воюет в качестве наёмника, у себя, под Сталинградом, в качестве добровольного смертника. В условиях глобального монетаризма, когда в РФ все государственные услуги для молодых людей стали платными, власть за гибель одного русского солдата должна платить его семье, столько же, сколько получает американская мать и жена – не менее 1 млн. американских долларов. Надо не забывать, что человек –это свято, что это большая система, частичка Всего Сущего, Космоса и Микромира. И когда в этом ничтожном, маленьком, слабом, несовершенном существе просыпается сакральный природный альтруизм, тогда оно становится в какие-то секунды самопожертвования всем, самым главным, и, соответственно самодостаточным.

Осознание того, что тобой манипулируют, вызывает естественный протест. Он и рождает мотивацию и даёт необходимую энергию для последующих действий по непосредственной личной защите сознания от управления им извне. При этом весьма желательно, чтобы эти мотивы и энергии объединялись в один мощный информационно-интеллектуальный «энергетический луч», против которого не устоит ни одна самая рейтинговая программа. Можно быть хитрее другого, но нельзя быть хитрее всех.

Надо помнить, что манипуляция манипуляции – рознь, одно дело – открыто призывать граждан к единению, самопожертвованию и спасению родной земли, другое – манипулировать массовым сознанием в корыстных интересах отдельных, промышленных групп, международных банковских кланов и транснациональных кампаний.

Особенно опасны манипуляции сознанием с целью внушить юным существам идеи гедонизма, бездумного, бессмысленного проживания (прожигания) жизни, бесцельной траты времени и денег. Велик соблазн жить, не думая о высоком предназначении, не зная самых главных вещей: кто я, зачем я? Но кто будет платить по счетам за такую жизнь?

Кто из власть имущих манипуляторов сказал, что каждый из нас в денежном выражении ничего не стоит? Мы лишь «человеческий материал» для великого вождя и политического демиурга, что только по его воле звучит, полный обмана, соблазнительный гимн: «кто был никем, тот станет всем». Время показало обратное. И многие из нас, детей войны и ГУЛАГА, поняли, что высшей справедливостью, полной гармонией и счастьем является другая формула жизни всех без исключения великих царей и ничтожных рабов: «Успокойся, смертный! Ты был ничем и станешь ничем». Но это уже философия. И педагогическая антропология Однако она в некотором смысле помогает юноше избрать для себя свой метод контрманипуляции, ибо для подавляющего большинства юношей будет вполне достаточно пассивной и активной защиты от манипулирования человеческим сознанием.

Примером личных, самостоятельных «информационных расследований» в части активного противодействия манипулированию сознанием можно привести великое множество в свете событий, происходящих как внутри страны, так и за её пределами, в контексте многих социальных программ, а также и тех проблем, давно возникших в стране в результате тотальной коррупции и бандитского, грабительского ростовщичества? Ещё в 90- е годы будущие строители «гламурного авторитаризма», что народ из политики надо убрать навсегда. Иначе массовое недовольство в стране может вмиг разнести выстроенную модель олигархического капитализма. Власти понадобилась армия легко манипулируемых бездумных потребителей… Населению стали настойчиво рекламировать потребительские кредиты, по возможности, пролонгированные до бесконечности, с рекомендацией политологов-экономистов вести здоровый образ жизни, ни в чём себя не ограничивая, а в дела власти и в процесс её формирования луч из МФО, пусть бодаются с банками, втянувшими их при содействии власти в кабальные договоры, чем обрушат свой накопившийся гнев и ярость благородную на правящий режим и его финансовую элиту. Пока шёл щедрый нефтедолларовый ливень такое благодетельное манипулирование работало исправно и давало нужные результаты. К 2008 году 75% россиян стали аполитичными, их не интересует, кто ими будет править, с их точки зрения власть теперь воспроизводит себя сама, как андрогин мезозойской эры, как гермафродит древней Арктиды. А раз так, зачем вникать в непостижимое, заниматься причинами квазидемократической легитимации существующего режима. Но глобальный экономический кризис обнажил все язвы современного монетаризма и общественного манипулирования молодёжным сознанием через массовое, потребительское микрокредитование под огромные проценты. Не знающая разумного предела алчность российских ростовщиков, значительно расширила рынок сексуальных услуг, секс за долги и за аренду жилья стал нормой жизни учащейся молодежи. Жизнь в кредит, благодаря манипуляторам сознанием стала модной и даже престижной, а семейная, школьная и студенческая проституция верным способом выживания в агрессивной среде, «гламурного процветания» и успешного карьерного роста. В результате проституция, (в том числе и детская, подростковая) окончательно вышла из подполья и нравственная и половая распущенность, насилие и ложные ценности разрушают семьи, травмируют психику подростков и молодёжи инцестом за долги и сдачей за долги родственников в сексуальную аренду. Многие матери-одиночки, чтобы как-то оплатить кредиты, взятые на лечение ребёнка или на решение жилищного вопроса, потеряв основную работу, вынуждены осваивать древнейшую профессию во всех её омерзительных тонкостях, чтобы добывать и дальше таким путём средства к существованию. Проблема беспредельного ростовщичества в условиях управляемой демократии давно вышла из тени и стала беспокоить высшую власть в лице президента страны. Всем стало очевидным, что начинать бороться со всеми язвами общества надо с полного запрета в стране ростовщичества, с организованной преступностью, которая тесно связна с ростовщичеством, вместе с силовыми структурами (полицией), которая «крышует» школьную и студенческую проституцию и зарабатывает на ней миллионы.

zhenschina-i-leopardy

Жить в кредит, а тем более прибегать в трудных ситуациях к кредиту под огромный процент не в традициях восточных и северных народов, в том числе и русских. Быть в долговой яме и находиться в ней до конца жизни разрушает в течение года – душевное равновесие молодого человека, пагубно влияет на психику, ведёт к стойкому неврозу, отрицанию мира. Чувства, оттенки переживаний, боль восприятия несправедливости, безумные мысли и навязчивые идеи остаются невыраженными и непроизнесёнными, неуслышанные, скапливаются внутри бунтующего индивидуума и приводят к психологическому взрыву – к протестному суициду или к суицидальному террору… Жизнь в кредит, расплата сексом за долги, сдача детей в сексуальную аренду за долги и сам факт детской проституции в стране, ставшей раем для педофилов – есть самый страшный позор России. Сегодня от безысходности более 40 тыс. россиян кончает жизнь самоубийством. По частоте детских суицидов Россия занимает одно из первых мест в мире. И виной этому не «группы смерти» в Интернете, а чаще всего бандиты-коллекторы МФО и коммерческих банков.

Известно, что многие навязываемые манипуляторами жизненные ценности и установки, рассчитанные на «прекрасное далёко», порождают в молодёжной среде социальные иллюзии, а в итоге глубокое разочарование в мире и в самих себе. Прожить свои лучшие годы в мире иллюзий и надежд значит истратить их впустую. Для того, чтобы такое случалось как можно реже (или вообще не случалось) в любом здоровом обществе существует институт наставничества, как составная часть афинской академии, академии человечности Платона. В довольно непростых условиях современной России без института наставничества успешно проводить молодёжную политику невозможно. Сегодня любая общественная организация или движение для работы с молодёжью должна иметь свои бюро гуманитарных программ (БГП). В составе инициативных групп или команды БГП должны быть люди с богатым жизненным опытом, профессиональными навыками и продолжающими на общественных началах работать по разным гуманитарным направлениям в области социальной психологии, экономики и права, культуры и образования и педагогической антропологии. Каждый из них должен быть наставником молодёжи в своей области знаний и опыта. Темы гуманитарных программ каждой общественной организации определяются их целями и задачами, они должны быть актуальными и насущными, отражать запросы общества и решать самые больные проблемы современного бытия.

    Так, например, в рамках гуманитарного проекта «Молодёжная политика в свете человечной идеологии будущего» изначальными и направляющими темами стали такие:

  • «Уроки социального прозрения»;
  • «Культура памяти как нравственная категория»;
  • «Жизнь в кредит в сословном обществе»;
  • «Социальная несправедливость и суицидальный молодёжный протест»;
  • «Культура гедонизма и высшее образование»;
  • «Моральные и социальные издержки воинского долга и службы по контракту»;
  • «Ростовщичество, проституция, наркоторговля и патриотизм» и т.д.

Из этих, далеко не всех перечисленных тем, главной является тема социальной психологии с её определяющим человекосущностным содержанием. Подросток и юноша должны знать: кто они на самом деле в этом мире? В каком обществе и в какой роли им предстоит им дальше жить? И согласны ли они идти на самый крайний компромисс с обществом? Как научиться правильно жить, бороться, выживать и добиваться при этом успеха на пользу себе и на радость всем.

На эти злободневные вопросы должен честно ответить наставник из БГП общественной организации. Без ответов на них, трудно будет юным уберечься от разнообразных искушений и соблазнов, от массовой манипуляции сознанием. Здесь наставник, учитель-проповедник, должен быть предельно честен и откровенен. Он должен честно сказать юным гражданам, что сегодня в России социальное положение человека определяется двумя признаками – к какому сословию он принадлежит, и какое сословие обслуживает. Надо объяснить учащейся молодёжи, что сословия – это группы людей, которые создаются не по законам природы, а только государством. Юным гражданам следует объяснить, что сословная структура естественным путём рождается на рынке, где идёт расслоение по уровню потребления, что те, кто много потребляет, относятся к высшему классу, а те, кто мало –к низшему. И критерием здесь является уровень потребления, а не дохода. Каждый юный гражданин должен понимать, что его здесь в этом мире никто не ждёт и никому он здесь, кроме родителей, не нужен. Человек, как животное общественное, с момента своего рождения «привязан» к своему роду-племени, к своей семье, к самому низкому сословию, является самым бесправным и беззащитным существом среднего рода, находится на самых нижних уровнях иерархии. Юноши-максималисты должны осознавать, что подняться из низов общества в высшее сословие редко кому удаётся. Государство всегда старается ограничить межсословные лифты в своих интересах и тем самым сохранить в обществе стабильность и несменяемость власти. Искусственно созданные в России царём Петром семь титульных сословий должны были стать крепкими мышцами русского абсолютизма с его тотальным насилием над человеком и его природой.

Молодые люди в общих чертах должны знать историю сословий, их природу, социальную структуру категории и звания, атрибутику, основные механизмы разрешения межсословных противоречий и конфликтов. Февральская революция уничтожила сословную структуру Российской империи, но сменивший её большевистский октябрьский переворот возродил социальную структуру, определил в анкетах советских граждан своё социальное положение. Любая империя, в том числе и советская, немыслима без искусственно созданной социальной структуры. Жить в таком разделённом, сословном мире в одиночку, вне каст и сословий, смертельно опасно.

Каждый юный гражданин должен понимать, что его в этом мире никто не ждёт и никому он здесь, кроме родителей, не нужен.

Из проблем общего социально-экономического и образовательно-культурного характера в области молодёжной политики, необходимо в первую очередь выделить проблему её оптимизации и человечности. Для этого частично пригодится как опыт социальной политики прошлого, так и опыт настоящего. Здесь вполне приемлем опыт СССР и современного Китая, современных Италии, Германии и скандинавских стран.

    Чтобы решить в пользу нашей молодёжи хотя бы часть жизненно важных проблем, в первую очередь надо:

  • упразднить в России все виды ростовщичества, объявив его уголовным преступлением, заменив его беспроцентными кредитными банками для молодых специалистов, и кассами взаимопомощи при церковных приходах и управлениях социальной защиты населения;
  • учредить беспроцентный кредит на приобретение жилья;
  • погашение ипотечных кредитов молодых семей за счёт государства;
  • сделать специальное, среднее и высшее образование бесплатным;
  • создать развитую систему социальных лифтов как гарантию успешного будущего каждого старательного и ответственного молодого человека;
  • делать сносным и достойным так называемое «дожитие» старшего поколения, которое в нормальных, человеческих условиях ещё может внести свою лепту в воспитательных процесс своих внуков и правнуков. Здесь речь идёт о тех стариках, которые ещё не утратили окончательно горизонты Будущего, кому ещё можно преподнести молодым науку о рисках и заблуждениях, поделиться с ними своим опытом выживания в условиях невыносимых для жизни.

Как видим, меры эти вполне осуществимы, и Россия в этом плане не должна быть исключением. Для этого нужна политическая воля и чувство человечности к своим согражданам и ко всему живому на земле.

Россия – страна утопических идей, непримиримых разногласий и преждевременных крайностей. Невыносимые общественные отношения и тотальное насилие во благо уживаются с мечтами о земном рае в земле Офирской на берегу Ледовитого океана. Христианское смирение и милосердие к ближнему своему уживается с барским презрением к своему «простому» народу, родному языку и народной культуре. Во времена Пушкина правящий класс держал мужика за бессловесную скотину и у дворян в моде был французский. У советской партийной элиты на последнем месте стоял беспартийный человек, процветал культ вождя, научный атеизм и в школах почти повсеместным был немецкий. После развала СССР идеи реального коммунизма резко сменились идеями глобального монетаризма и потребления, гедонизма и торжества православия. Советская культура с её социалистическим реализмом уступила место актуальному искусству, далеко выходящему за пределы традиционной морали и нравственности. Всё в России преждевременно, даже огромное, на две трети непригодное для жизни пространство нахватано спешно впрок. Преждевременна была дворянская культура и философия, преждевременной была архитектура Петербурга и сам бесноватый царь Пётр, швейцарский сиделец Ленин и посланец Америки Лев Троцкий. К чему ни коснись и кого ни вспомни – всё было преждевременным – мысли, события, мечты и корабли. Не преждевременной, и даже трагически запоздалой оказалась отмена рабства – крепостного права. Преждевременными (и напрасными) оказались реформы Столыпина, великие пятилетки и стройки коммунизма Сталина и целинно-кукурузная эпопея Хрущёва. Преждевременными, невостребованными и лишними на пиру жизни оказались и мы, дети войны и ГУЛАГА. Такое впечатление, что Россия живет вне времени, а мы, её граждане, всего лишь фантомы и нас давно нет. Такое ощущение, что Россия не для нас, а для других, что придумана она не для мирового лидерства здесь и сейчас, во славу и на гордыню её вождей и генсеков, а для спасения мира от грядущей катастрофы. Она – для мира, а мир не для нас, русских. И эта мысль повергает нас в великое недоумение, которое с течением жизни нарастает и порой повергает в отчаяние. Это конечное, итоговое недоумение сводит с ума, лишает смысла жизни и порождает вопль писателя Виктора Астафьева: «Неужели всё напрасно?»

Возникает вдруг чувство беспредельной безнадёжности – этот мир невозможно изменить к лучшему!

Но это всего лишь первый вопль отчаяния. Проходит время, и вопли стихают, наступает конкретный анализ в конкретной обстановке. Вспоминаются мудрые слова Экклезиаста: «Всё проходит и это пройдёт». В конце концов, этот Чёрный полигон по убиению совести и памяти обязательно будет упразднён Особым Указом или ядерным взрывом, и тогда миром будут управлять люди. Они будут читать умные и полезные книги, и будут мудро управлять теми, кто вообще ничего не читает, кроме биржевых сводок и курса валют.


*Полный вариант статьи, с авторскими примечаниями, пояснениями и ссылкой на использованную литературу и документальные источники размещён во втором томе избранных трудов А.Г.Апостолова «Академия человечности», который выйдет в свет в начале 2018 года.

Автор данной статьи настоятельно рекомендует ознакомиться с другими научными трудами по проблемам манипуляции и контрманипуляции общественным сознанием:

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология, М.Издательство УРАО, 1997 –Педагогика и общественное сознание, с.45-168.
  2. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. СПб.,1998.
  3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.,2003.
  4. Кара-Мурза С.Г Манипуляция сознанием. М.2003.
  5. Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения. Пути к здоровью и благополучию. Портленд, Орегон. // пер с англ. – г. Верхняя Пышма Свердловской области в 1993.
  6. Лепёхин В.А. Обретение идеологии. Методология поиска/М.:ООО «Буки-Веди», 2015 –Парадигмы описания и объяснения событий и Бытия-сс.30-44
  7. Фомин А.П. Молодёжь как объект манипуляции. fortuna2005).
Анатолий Апостолов