Пёс Дьюк, мэр города Корморант

Добрый пёс из Сезуана

Der gute hund von Sezuan

Стагнация власти в свете молодёжного сознания

Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали,
какие мелкие люди властвуют над ними.

Талейран

«Пёс по кличке Дьюк был в третий раз избран мэром города Корморант, штат Миннесота. Для того, чтобы проголосовать, избиратели платили по 1 доллару. Дьюк был избран практически единогласно – только один голос был отдан за его подругу Лесси. Это уже не первый раз, когда животные принимают участие в политической жизни Соединенных Штатов. Так, собака по кличке Люси Лу собиралась номинироваться на пост президента США. the Huffington Post

Пёс Дьюк, мэр города Корморант

Пёс Дьюк, мэр города Корморант


В мировой истории находится немало фактов доказывающих, что во главе города, уезда, губернии и даже всей страны может быть, кто угодно – самые неадекватные, слабоумные и вообще психически больные люди. Ещё великие умы эпохи Возрождения и Просвещения не раз отмечали склонность авторитарных и деспотических режимов к вырождению, которое в свою очередь связано с грядущими социальными катастрофами и даже закатом цивилизации. Правда, окончательному распаду обычно предшествует период стагнации, полураспада, наглядно выражаемого в самой «нищете философии» высшей власти, в презренном ничтожестве и полной нерентабельности её верховных носителей. Плохо, когда у руля государства стоит алкоголик или просто невменяемый человек, такому кораблю долго не плыть против крутых волн и никогда не найти спасительную гавань. И плохо, когда у высшей власти находится алчная шайка узурпаторов, или некая Семибоярщина или Семибанкирщина, с её безумным стяжательством и ростовщичеством. В истории бывали случаи, когда страной правил забальзамированный труп правителя и подданные считали такую форму управления вполне нормальной. А что делать, если в стране не нашлось достойного преемника? Но, видит Бог, не всем гражданам всё равно, кто стоит во главе государства – труп бессмертного вождя мирового пролетариата, или пускающий слюну и ходящий под себя старый идиот, добрая и умная собака или мудрый и рассудительный кот. Поэтому не следует объяснять желание многих граждан малых городов Большого Запада видеть своих любимых животных в органах местного самоуправления только одной слепой любовью к ним, или неким политическим эпатажем в духе сумасбродного императора Калигулы. Выборы какого-то особо выдающегося животного во власть – это своеобразный запрос граждан на тот или иной притягательный, человечный тип политического и государственного лидерства, который, увы, мельчает, вырождается и утрачивается вместе с человечностью.

Эрик XIV Шведский, Карл VI Безумный, король Франции; византийский император Юстин II; Ибрагим, правитель Османской империи, китайский император Чжэньдэ, королева Испании Хуана I Безумная – это первый ряд имён, приходящих на память. Вспоминаются при этом и другие персонажи исторического паноптикума. Это и короли Англии Георг III и Генрих VI. Это и Карл IX, король Франции; Альфонс VI, король Португалии; Карл II, король Испании. Это и Кристиан VII, король Дании; Мария I, королева Португалии, Мария Элеонора Бранденбургская и другие не менее странные особы.

Карл II, король Испании

Карл II, король Испании

И русский царь Иван IV, по прозвищу Грозный, и правитель советской России Владимир Ульянов, по кличке Ленин и вождь «красных кхмеров» Пол Пот, по прозвищу Старший Брат – далеко не полный список неадекватных мучителей и притеснителей своего и соседних народов. Иногда правление некоторых безумцев и маньяков не замечалось подданными и особенно не отражалось на их жизни. Но бывало и так, что каждый год их правления уносил сотни тысяч ни в чём не повинных трудоспособных и умелых граждан. Почему, такого, особого психического склада люди, оказываются у кормила высшей государственной власти – великая тайна для всех ведущих специалистов в области социальной и педагогической антропологии, социальной психологии и клинической психиатрии.

Великие гуманисты-обществоведы, социологи и учителя нравственности до сих пор не могут изобрести особый фильтр, эффективное социально-общественное сито, не позволяющее такого рода двуликим и неадекватным монстрам-субъектам проникать в верхние эшелоны власти. И это печальное обстоятельство весьма огорчает нас, ибо оно не позволяет нам сегодня обрести (сконструировать) новую идеологию партии Будущего. (Александр Зиновьев)

Богата правителями «с лицом странного, каннибальского выражения» и древнерусская история. Среди 23-х «великих» князей домонгольского периода не было ни одного, кто страдал бы явными отклонениями в психике, но об их норманнской свирепости громко заявляют их кровавые дела. В бесконечных межплеменных распрях, княжеских усобицах не было места блаженным и юродивым, молитвенникам и мечтателям. Однако золотоордынский период правления рождает среди великих князей-данников целую плеяду правителей с неадекватной психикой, жестоких притеснителей и мучителей своего народа. К ним можно отнести великого князя московского Михаила Ярославовича Холобрита, верного и примерного вассала ордынского хана Узбека, великого князя Дмитрия Михайловича «Грозные очи», Ивана II Ивановича «Кроткого», Василия II Васильевича «Тёмного». В качестве конечного, гнилого продукта трёхвекового ордынского правления в нашем сознании осели два царя с явно надломленной психикой –это царь Иван Васильевич «Грозный» и царь Федор Иванович «Блаженный». (Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары, 1994) После их смерти и началась в Московском царстве Смута, которая принесла Московии и московитам тотальное разграбление и немыслимые страдания.

Из всех правителей советской России самым безумным фанатиком и самым экономически и социально-политически нерентабельным правителем оказался помощник присяжного поверенного Ульянов-Ленин. Его главная Затея с мировой революцией во имя социальной справедливости оказалась для Русского мира во сто крат разрушительней, чем русская Смута начала ХVII века. Ленинская Затея в итоге изменила психотип нации, подменив через тотальное насилие крепостное право династии Романовых чудовищно лютым большевистским игом.

dvojnik-Lenina

Увы, простое порабощение лишает народ цветения. А тотальный геноцид, проводившийся большевиками в течение семидесяти лет в России, лишил народ полнокровной жизни, интеллектуального и духовного роста в будущем. Увы, генетический урон невосполним. Вот почему все печальные и трагически непоправимые исторические процессы и события прошлого заставляют нас задуматься о психоневрологической атмосфере властных структур и о психической вменяемости носителей высшей власти, о которой неоднократно предупреждали нас лучшие умы человечества.

В отношении Ленина и Сталина к людям есть что-то от забойщиков скота и от рыбаков тралового флота. Для того, чтобы относиться к людям как биомассе, вторичному сырью и ресурсу, чтобы равнодушно умерщвлять десятки миллионов людей искусственным голодом, доводить их до людоедства и детоедства, надо быть как минимум не человеком, а монстром-дегенератом.

«Наличный хлебный паёк уменьшить для неработающих по транспорту. Пусть погибнут ещё тысячи, но страна будет спасена», – отдаёт он своё очередное людоедское распоряжение такому же психически нездоровому фанатику-садисту Феликсу Дзержинскому. «Страна» – это он сам, его банда, его власть. «Страной» себя считал любой советский генсек после Сталина. «Россией» считал себя и алкоголик Борис Ельцин, когда мочился на шасси своего президентского лайнера в присутствии личной охраны и хорошеньких стюардесс. (1)

Российским «теневым», реальным правителем считал себя и «демон криминальной революции» и Третьей Смуты в России Борис Березовский, склонный к суициду «наследственный шизофреник и параноик» (Владимир Соловьёв). Ветераны кремлёвской охраны и почётные кремлёвские курсанты, которых в 1923-24-е годы посылали охранять в подмосковные Горки больного Ильича, рассказывали, что по ночам вождь мирового пролетариата не спал и тревожно с надрывом выл, пугая саму охрану и местных деревенских жителей. К этому времени Ленин уже два года фактически был устранён от власти и символически во главе Совнаркома могла любая домашняя кошка, а в Горках выть на Луну мог любой дворовый цепной пёс Барбос. (Солоухин В.А. При свете дня. М.1992).

Вождь советской России и всего мирового пролетариата незадолго до смерти в Горках

Вождь советской России и всего мирового пролетариата незадолго до смерти в Горках

Сегодня, накануне наступающей исторической даты – 100-летия Октября, всё чаще приходится вспоминать мудрые памфлеты английского писателя-сатирика Джонатана Свифта (1667-1746). Всё чаще вспоминается его замечательная идея о правящих династиях благородных лошадей и породистых гончих псов. Уже тогда в своих социальных трудах он в едкой форме памфлета предлагал английскому обществу ставить во главе парламента только умных, рассудительных и во всём последовательных животных. В своих четырёх книгах под названием «Путешествие Гулливера» он не раз отмечал это весомое преимущество стадных и стайных животных над общественным животным – человеком (йеху)

Иллюстрация из «Путешествия Гулливера» (М.1933) к книге Александра Зиновьева «Гомо советикус» (1982) – омерзительные йеху в борьбе за власть

Иллюстрация из «Путешествия Гулливера» (М.1933) к книге Александра Зиновьева «Гомо советикус» (1982) – омерзительные йеху в борьбе за власть

Может быть потому, что люди – это мерзкие йеху, своеобразный концентрат исконной человеческой природы. не облагороженной духовно. Современникам легче было объявить Свифта безумцем, и посадить на трон очередного дегенерата и параноика, чем сделать собственный выбор – выбрать между йеху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в прекрасную лошадиную форму.

«Путешествие Гулливера» должны стать настольной книгой каждого молодого человека, вступающего в жизнь. (2) В этом остроумном, сатирическом произведении, описаны многие проблемы, ошибки и заблуждения в общественных и естественных науках, в экономике и политике, которые актуальны и в современном мире.

Джонатан Свифт

Джонатан Свифт

Необходимо отметить, что Свифт задолго до Э.Б.Тейлора (1832-1917), Арнольда Тойнби (1889-1975), Элиаса Канетти (1905-94), Вильгельма Райха (1897-1957), Ортеги и Гассета (1883-1955), Эриха Фромма (1900-80) на интуитивном уровне объяснил антропофагную природу абсолютизма. Он оказался первым, кто постиг психологию толпы, мистерию масс, ужасы массового сознания и основные методы манипуляции массовым сознанием. (3) Так, будучи деканом кафедрального собора в Дублине, он сумел двумя фразами рассеять возбуждённую предстоящим солнечным затмением толпу. Он вышел к народу на площадь и объявил ему, что на сегодня затмение Солнца им отменяется. И шумная, экзальтированная толпа поверила ему и покинула городскую площадь.

Это он первым изобличил сэра Исаака Ньютона в недобросовестной чеканке новых медных денег на Королевском монетном дворе. Великий учёный был посрамлён писателем-сатириком. Был грандиозный общественный скандал накануне визита в Лондон русского царя Петра Алексеевича для ознакомления с «хитростью монетного дела». Пытливый царь московитов на всю жизнь запомнил жуткие рассказы придворных о страшном Медном бунте, случившемся в Москве в царствование батюшки Алексея Михайловича по прозвищу Тишайший(4).

Это он, Свифт, понимая, насколько глубоко больным духовно и нравственно является английское общество, значительную часть своих денег завещал использовать в благотворительных целях – на создание в стране психиатрических лечебниц для всех сословий. Открытая на его деньги в 1757 году психиатрическая больница работает и сегодня, являясь одной из главных больниц в Ирландии для душевнобольных. Идеальная власть по Свифту не та, которая всегда на слуху, которая шумит, суетится, постоянно заявляет о себе и нескромно превозносит себя, а та которая тихо несёт своё общественное служение и созидает вместе с народом своё достойное будущее. Но если избранная обществом власть ведёт себя во вред национальным и общественным интересам, то ей лучше добровольно уступить своё место благородным животным.

Лучше всего, считал он, избирать во власть кого-нибудь из бродячих собак, самых умных, живучих и умеющих быть благодарными своим избирателям. Такие избранные электоратом руководители, как правило, довольствуются самым необходимым. Они неприхотливы, не капризны, легко находят общий язык с общественностью, вполне довольны ареалом своего обитания, не страдают манией величия, не берут взяток, не занимаются лихоимством и стяжательством, а своих щенков (или котят) от разных помётов начинают одинаково любить и одинаково рано приучать к самостоятельной жизни.

Весьма поучительны и назидательны слова. высеченные на его надгробии: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, доктора богословия, декана этого кафедрального собора, где суровое негодование не может терзать сердце усопшего. ПРОХОДИ, ПУТНИК, И ПОДРАЖАЙ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ, ПО МЕРЕ СИЛ, СМЕЛОМУ ЗАЩИТНИКУ СВОБОДЫ».

Сегодня моральное и психическое здоровье общества и высших структур власти для нас как никогда актуально, ибо страна практически непригодна для нормальной человеческой жизни, а люди её населяющие, почти все утратили экономическую и историческую память. Без исторической памяти не стать полноценным гражданином общества, а без экономической памяти – рачительным хозяином на своей земле. Без знания истории нельзя созидать здесь и сейчас и тем самым планировать свою историю. Смысл жизни мыслящего человека в постоянном поиске истины. История не столько объединяет нас, сколько помогает найти истину и избежать старых ошибок и заблуждений. История способна консолидировать нацию. Но эта консолидация не должна быть искусственной, навязанной сверху очередным бессмертным правителем, «считающим себя самого своим родным братом». (Эрик XIV Безумный) Обновление общественной жизни невозможно обеспечить авторитарно. Реформы могут спровоцировать революцию, а могут и предотвратить её. (Геннадий Бордюгов)

Почему сегодня новости о выборе в мэры какого-нибудь образцового домашнего животного, кроме доброй улыбки, всякий раз вынуждают нас вспомнить своё трагическое и кровавое прошлое и не менее страшные факты из общей истории мира? Явно не для праздномыслия и празднословия, а для понимания настоящего дня в свете назревающих насущных перемен. Это понимание в первую очередь необходимо молодым. А заодно и старшему поколению, чтобы проникнуться настоящими чаяниями молодых поколений. Нам надо сначала разобраться в себе, чтобы потом понять их. Надо понять глубинную суть молодёжного протеста. Что это? Бунт против «бронзовой» памяти, против знания без альтернатив, или протест романтической молодости против замшелой культуры повседневности. Бунт против рациональности и будничной сытости нынешней жизни, или это просто слепой и беспощадный, бессмысленный и жестокий бунт за тривиальное место под солнцем, которое «для всех одно, да греет только разно» (Анатолий Апостолов).

Каждое новое поколение формирует свой особый запрос к власти и своим особым способом транслирует его обществу. Молодость всегда желает для себя лучшей доли и лучшей жизни здесь и сейчас, и самая лучшая её часть нацелена в своём призвании не на лихой обгон своих ровесников-соперников, а на интеллектуально-нравственный «обгон» самого себя в деле самоусовершенствования, которое невозможно без системы щадящего механизма управления. Каждое молодое поколение посылает свой сигнал власти и немедленно ждёт от власти перемен к лучшему, но, как правило, быстрого и внятного ответа не получает. При этом возникает или обоюдный самообман, или злонамеренная социальная «тугоухость» власти в проведении оптимальной молодёжной политики – увлечённая порой своим долгожительством власть, как бы не слышит голоса новых поколений. Молодому сообществу кажется, что это она ясно и явно формирует свои требования к власти. а власти кажется, что это в полной мере делает она по отношению ко всему обществу и к молодёжи в частности. В таких негативных, социальных обстоятельствах и односторонней «слепоглухоты» правящих верхов нормальный и деловой диалог невозможен, никаких перемен к лучшему не происходит, очередное поколение лишается нормального будущего и протестное молодёжное движение нарастает. При этом выясняется, что изменить жизнь к лучшему одним взмахом, используя как всегда для этого насилие, невозможно. Нельзя решить все новые проблемы на трупах старых, нельзя тут же создать новое, включая формирование нового человека, человечного биоида с «искусственным интеллектом» Надо признать, что связь между реформами и революциями намного сложней, чем мы думали раньше. Реформы могут как предотвратить революцию (бунт), так и спровоцировать её – всё зависит от конкретной ситуации. Тут многое зависит от лидера, насколько он легитимен и насколько легко (и безгранично) он распоряжается массами, ибо вождь народных масс – это всегда узурпатор, признанный ими. Такой властительный товарищ и вождь, великий Кормчий и Старший Брат для сограждан во стократ опасней любого животного, заражённого бешенством и чумкой.

Любая интеграция, выстраиваемая на негативе, деструктивна, она не содержит в себе созидательного начала и в итоге делает жизнь человека бессмысленной и напрасной. Необходим естественный, поступательный ход жизни. Необходимо проведение в жизнь таких реформ, чтобы не властным элитам и не «закрытой массе» жилось хорошо, а всему обществу «ныне и присно и во веки веков». Успешная и счастливая жизнь достижима только в настоящем, прошлое и будущее вне рамок юношеской мечты о полном счастье. (5)

Нужно отказаться от иллюзий и надежд на счастливый случай, от игры в политику как в рулетку, отказаться от культа непременно славного прошлого и культа непременно счастливого будущего, от пустых надежд и бесплодных мечтаний. Нужно найти в себе мужество пережить эту эпоху разочарований и обрести свой путь и свой смысл жизни, обрести новую идеологию.

Участившиеся факты избрания животных в органы местного самоуправления – это не просто игра в политику ради забавы. Это результат глубокого разочарования в морально устаревшем и неэффективном общественном устройстве. Своего рода форма протеста против глубоко ущербной избирательной политики. Это своего рода запрос общества к власти с требованием преобразиться самой к лучшему и тем самым укрепить демократию. Обратить её трагические поражения в триумфы. Выбор – бремя сильных личностей. Совесть – мерило человечности, когтистый зверь, скребущий сердце. Суд памяти и покаяние без надежды на прощение. Беззлобность сердца, безгрозие души. (Борис Бим-Бад). Плач с иронией, проклятие без гнева (Павел Фокин).

Сегодня для нашего времени характерна безнадёжная, обречённая на поражение попытка передать командные позиции рациональному центру якобы способному поглотить иррациональный центр общественных сил, использовать его во благо или хотя бы абсорбировать его. Но ничего из этого пока не выходит. Трезвое сознание и высокий интеллект позволяют видеть весь абсурд бытия, понимать, насколько глубоко рациональные на первый взгляд общества освобождают в мир бессознательные и эмоциональные силы, которые обещают людям рецепты чудесного спасения, даруемого самой Историей или очередным вождём, превращённым в кумира. Острый дефицит человечности порождает дефицит ярких. притягательных личностей, которые пленяют нас своим иррациональным, гипнотизирующим авторитетом.

Культ личности сегодня из исключения становится правилом, а ослабление партий и движений почти повсюду в мире только укрепляет могущество будущих лидеров. Политика в эпоху глобализации ещё больше, чем в прошлом, становится массовой политикой и сама приобретает иррациональные черты, порождая абсурд и безумие. Этот монстр мировой власти, подобно Дракону, имеет множество голов в театральных масках-обманках. Для опознания каждой из них нам нужны особые умения и навыки, готовность участвовать в общей губительной игре или противостоять монстру власти и дочери его глобализации (6).

Не политические потрясения и не новое революционное насилие и хаос нужны нашим растущим поколениям. Они нуждаются в хорошем образовании, рабочих местах, приличном жилье, в любви, достатке и мире. Между тем, всё новые и новые политические авантюристы склоняют нашу молодёжь к опасной и не созидательной деятельности, прельщают разрешением отбирать материальные блага, а не зарабатывать, грабить. А не творить, получать всё, что хочешь насилием, подлостью и хитростью, убирать конкурентов, идти по головам. Под маской «справедливости» нашу молодёжь поощряют к жестокости, эгоизму, непрерывно обманывают, «выстраивают в легионы» и посылают на верную гибель. Самозваные учителя успешной жизни дарят им особое (зауженное) мировоззрение «грамотных потребителей», сжимают кругозор до одной точки, внедряют упрямый фанатизм, внушают разрушительный мотив в гармоничную мелодию жизни, максимально поднимают «напряжение противоречий жизни» (Эльдар Ильенков) и поощряют к взаимной ненависти вплоть до смертоубийства.

Сегодня молодые люди дезориентированы, их жизнь становится крайне неустойчивой, и они ищут для себя выход в «правильном» прошлом, где все социальные беды разрешала одним взмахом сильная рука мудрого вождя и прозорливого фюрера.

В этом случае, пусть вместо такого рода вождей и кормчих всего человечества у власти будут все человечные и культурные животные – коровы, козы, кошки и собаки. И пусть у них будут умные и мудрые советники, добрые и человечные люди из Сезуана и Воркуты, из Флоренции и Верхнеудинска, из Вороньей слободки и Фанерного тупика, которые будут стараться соблюдать все божьи и все человечьи законы и установки. В наше время многие сообщества и общественные устои меняются в течение жизни одного поколения и в буквальном смысле слова, мы стали историческим видом. Вспомним научное и духовное наследие Александра Зиновьева, тон и акценты политических и философских дискурсов последних тридцати лет, все протесты наших мыслителей и пророков, и, собравшись вместе в любом случае, найдём ответ на вопрос: «Что делать?» и «Кому делать?» – совершенному Человеку или безгрешному Быку? Это весьма трудная задача, такая же трудная как использование в быту и в производстве гравитационной энергии. Противоречия между естественным, «божественным», гармоничным миром природы («биосферой») и искусственным, раздираемым противоречиями миром людей («ноосферой») порождает глобальную экологическую проблему, затрагивающую судьбы всего человечества. (7) Небывалый научно-технический и материально-потребительский прогресс приводит к растущей отчужденности людей, к полной утрате ими человечности, дорационального милосердия и животного альтруизма.

Вместе с этим приходит отречение от убеждения, что смысл нашей совместной (коллективной) жизни уже вписан в происходящее. У молодого человека не остаётся более ни одного предустановленного ориентира, определяющего верное направление пути и внушающего доверие. И нет при этом никакой меры различия высших и низших целей, которым, как он хочет верить, руководствуется непогрешимая во всём высшая власть. Приходится полагаться на случайные законы и двусмысленные постановления на злобу дня. Одни и те же страхи, и то же самое возбуждение объединяет всех граждан в горниле бездумной толпы, где убийство и грабёж, апология лжи и обмана становятся законными и даже похвальными. Для людей мыслящих и зажатых в тиски своих убеждений-заблуждений, пристальное и критичное внимание к реальности равносильно нисхождению в ад. Для них, кроме их самих, ни в чём и нигде не найти спасения. Никто не спасёт и никто не выведет их из реального рукотворного ада. Ни Верховный жрец, ни тотемный Властитель в священной маске. Ни богиня Хатор – женщина с головой коровы, ни Анубис – мужчина с головой шакала. И даже наш постсоветский «Пегий пёс, бегущий краем моря»– славный мэр двух заполярных посёлков городского типа – Амдермы и Вайгача не решит всех насущных проблем по всеобщему спасению.

Мёртвые города русского Заполярья: пгт Амдерма

Мёртвые города русского Заполярья: пгт Амдерма

А ведь так важно на закате славянской цивилизации услышать из кромешной тьмы не надрывный вой безумного вождя, а бодрый глас вопиющего в пустыне очередного, отечественного пророка и учителя нравственности: «Не бойся гибели, малое стадо! Я спасу тебя!»


Авторские примечания и пояснения:
*Данный текст является авторским примечанием и дополнением к программной статье «Великие переломы славянскй души», опубликованной в 2010 году в «Вестнике Международного славянского института» (М.2010, №12, стр.12-24)

  1. Александр Коржаков. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М Интербук.1997. Коржаков А. В. Ближний круг «царя Бориса». — М.: Алгоритм, 2012; Коржаков А. В. Бесы 2.0. А цари-то ненастоящие! — М.: Эксмо, 2017
  2. Д. Свифтом, кроме «Путешествия Гулливера» были написаны и другие прекрасные произведения, широко расширяющие миропонимание и мировоззрение пытливого молодого поколения –«Битва книг», «Письма суконщика». «Дневник для Стеллы». «Сказка бочки», «Скромное предложение»…
  3. Э.Б.Тейлор (1832-1917) Введение в изучение человека и цивилизации: антропология М.1989; Арнольд Тойнби (1889-1975) Постижение истории. М. 1996; Элиас Канетти (1905-94) Массы и власть, М.1960; Монстр власти, М. Агоритм, 2009; Вильгельм Райх (1897-1957) Психология масс и фашизм., М.-СПб. 1997; Ортега и Гассет (1883-1955) Дегуманизация искусства. М.1991; Восстание масс// Вопросы философии,1989, №3; Эрих Фромм (1900-80) Психоанализ и этика. М. 1993.

    Все указанные выше сочинения лучше всего изучать после прочтения «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта в полном академическом издании.

  4. Никифоров Л.А. Русско-английские отношения при Петре М.: Госполитиздат, 1950.
    Самой интересной частью Тауэра оказался для Петра монетный двор. Царь, пораженный качеством английской монеты и техникой чеканки, снова и снова туда возвращался. (К сожалению, смотритель монетного двора, сэр Исаак Ньютон, тогда жил и работал в Тринити-колледже в Кембриджском университете.) Интерес Петра I был обусловлен в первую очередь ролью, которую Монетный двор сыграл в преодолении острейшего финансового кризиса, разразившегося в Англии в 1694–1695 годах. Причиной этого кризиса стало катастрофическое обесценивание денег, вызванное массовой порчей и подделкой серебряных монет – шиллингов, составлявших тогда основную часть наличности. Петра очень заинтересовала реформа английской монеты, проведенная Ньютоном и Джоном Локком. Чтобы предупредить постоянную порчу монет из-за злонамеренного обрезывания ценного металла, гурт, или ребро, английских монет стали обрабатывать насечкой. Через два года, приступив к наведению порядка в расстроенном российском монетном деле, Петр взял за образец английскую чеканку.

    Однажды в России он сказал Перри, что «если бы не побывал в Англии, то, конечно, был бы растяпой». Более того, продолжал Перри, «Его Величество часто заявлял своим боярам, когда бывал слегка навеселе, что, по его мнению, куда лучше быть адмиралом в Англии, чем царем в России». «Англия, — говаривал Петр, — самый лучший и прекрасный остров в мире».

  5. Бордюгов Геннадий. Чрезвычайный век российской истории: четыре фрагмента. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. «Войны памяти» на постсоветском пространстве / Предисловие Алана Касаева. — М.: АИРО-ХХI, 2011;
    Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. — М.: АИРО-ХХ, 1996
  6. Заседание Зиновьевского клуба в МИА «Россия сегодня» 26 сентября 2017 года на тему «Глобализация: участвовать или противостоять?». Участники Ольга Зиновьева, Елена Панина, Юрий Громыко, Искандер Валитов.
  7. С.П.Мамонтов Основы культурологии. Издательство РОУ.1996, с.254.

Анатолий Апостолов