Новый документ о защите сельхозземель открывает безмерные коррупционные горизонты
Во многих языках мира есть выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Внимательно изучая те или иные действия подмосковного правительства, возникает стойкое ощущение, что для команды губернатора Андрея Воробьёва эта фраза стала девизом.
Не буду ходить вокруг да около, ограничусь самым свежим примером.
Власти столичного региона, под предлогом сохранения особо ценных сельскохозяйственных угодий, утвердили перечень таковых. На этих землях планируется запретить любое дачное строительство. В список войдут 30% всех угодий (около 530 тыс. га), их кадастровая стоимость — больше 50 млрд. рублей.
В проект перечня включены земли, которые находятся в государственной, муниципальной и частной собственности. «На данных участках запрещено не только дачное строительство, но и любая другая деятельность, не связанная с сельскохозяйственным производством. Исключение в случае крайней необходимости составляет строительство линейных объектов (линии электропередачи, трубопроводов, дорог) и включение участков в границы населённых пунктов», — сообщает министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Какой вывод из всего этого можно сделать? По сути, власти региона намерены поставить большой и жирный крест на дачном строительстве. И не потому что горят желанием сохранять земли под поля, а потому, что строить на землях сельхозназначения можно дачи, от которых чиновники не получают финансовой отдачи. Тут почти ничего не надо согласовывать, давать разрешения, с ДНТ вообще взятки-гладки.
А вот используя лазейку «включение участков земель сельхозназначения в границы населённых пунктов», которую сделали авторы документа, дают чиновникам бескрайне возможности для незаконного обогащения. Ведь строительство коттеджных посёлков и многоквартирных домов возможно лишь в границах населённых пунктов!
Таким образом, борясь с дачниками, власти, по сути, делают так, чтобы они не сбивали цены торговцам квартирами в новостройках и особняками.
Бытует мнение о том, что размер коррупционной ренты за согласование ГПЗУ и выдачу разрешений на многоэтажное строительство, неофициально установленный региональными властями, в среднем составляет примерно 10-30% от стоимости проектов.
Окончательная сумма зависит от того, насколько строящийся объект приближен к Москве. Влияет на сумму и размер конкретной застройки.
Поскольку в Подмосковье сдаётся примерно 6 млн. квадратных метров жилья в год, а коммерческая цена за 1 кв. м. составляет в среднем $1000, то потенциальная ёмкость сборов за услуги Градостроительного совета в этой сфере составляет около $1 млрд. Необходимо включить в расчёт и сборы за коммерческую недвижимость. Их объём составит примерно половину вышеназванной суммы. Таким образом, приблизительная ёмкость «откатов» может составлять $1,5-2 млрд. в год.
За такие деньги можно и дачников придушить, и всякие хитрости законодательные придумать, лишь бы денежный поток не иссяк.
Ну и на закуску. Тут важен ещё один принципиальный момент: если «сельхозку» включить в состав населённых пунктов районов, то здесь можно будет строить только невысокие многоквартирные дома (на селе существует ограничение по этажности). А вот если все муниципальные районы превратить в городские округа, чем сейчас активно занимается подмосковное правительство, то ограничения практически снимаются (в городах можно возводить высотки по 16 этажей, а если очень захотеть, то и выше). А чем больше строится квартир, тем больше «откатов» можно получить.